В рамках Года культуры в РФ и Года Арктики в РС (Я) Музей музыки и фольклора народов Якутии 14 ноября с.г. организовал выставку «ҮӨҺЭТТЭН АЙДАРЫЫЛААХ» и вечер, посвященный 95-летнему юбилею со дня рождения первого мелодиста Абыйского района, знатока фольклора, якутского мастера музыкальных инструментов, шамана Прокопия Егоровича Слепцова-Ойуун Борокуоппай. У посетителей выставки была уникальная возможность увидеть выполненныеего руками якутские музыкальные инструменты – айгыыр, атаара, аарыктаах кюпсюр, кырыымпу «ыйкуо» («Прекрасная луна»), личные документы и фотографии из семейного архива. Одним из украшений выставки является знаменитый сценический шаманский костюм, переданный Прокопием Егоровичем в дар музею ещё при жизни. Отметим, что сохранились перечисленные выше экспонаты только потому, что были переданы нашему музею. А весь аналогичный комплекс мемориальных предметов, связанный с именем П.Е.Слепцова, по старинному обычаю был погребен вместе с ним.
О его становлении как шамана люди рассказывают следующее. Однажды он еле вернулся с охоты и долго лежал пластом. Старики определили «диагноз»: «Yehэттэн айдарыылаах киhи эбит» (Он, оказывается, одарённый свыше человек)». Они же изготовили для него первый в его жизни шаманский костюм со всеми атрибутами и бубен, которые Прокопий Егорович вынужден был сдать после советского запрета шаманства, дав подписку не заниматься практикой камлания. Иногда он предсказывал будущее колотушкой от бубна: три раза кидал через плечо. А также любил слушать иччи огня, разговаривал с ним, пытался понять, о чём предупреждает неожиданный треск огня, что хочет передать.
Мучимый своими духами, П.Е.Слепцов иногда тайно совершал ночные камлания. По воспоминаниям детей, мама из чулана заносила в дом шаманский костюм, завернутый в «мата5а» (специальная сумка-куль из кожи), кормила огонь. Дети подсматривали за отцом, одетым в шаманский костюм с бубном, а мама была его помощником-кутуруксутом. Причём на ногах у неё были белые замшевые торбаза, которых они в обычное время не видели.От страха спрятавшись под одеяло, они иногда подглядывали, любопытно же. Видели,как из печки при прыжках отца появлялись огненные шарики, которые мама, поплевывая, тушила-топтала этими торбазами. После камлания он снимал костюм, пил горячий чай, успокаивался, курил и засыпал. Наутро, как ни в чём не бывало, продолжал обычную жизнь. «Как часто это случалось? Точно сказать не можем. Редко, но было. И рассказываю я это впервые, мы всё это скрывали», -рассказывает старшая дочь Галина Борисова-Слепцова.
Открыл вечер I заместитель главы Абыйского улуса Ильин Владимир Николаевич. Своими воспоминаниями о Прокопие Егоровиче, как о носителе фольклора делились Надежда Семеновна Толбонова, Владимир Корякин-Индигирский, о совместных гастролях рассказал сотрудник Литературного Егор Васильевич Дохунаев, который был родом из Абыя. Со своим докладом «Уратыталаан умсул5ана» выступила хранитель Музея хомуса Варламова Елизавета Егоровна. О танце «Стерхи», поставленном П.Е.Слепцовым, рассказала его внучка — специалист Городского дома культуры им. Ю.А.Гагарина Шкодина Лидия Сергеевна, хореограф по образованию.
С успехом выступили Руслан Габышев – мастер изготовления кырыымпы, со своей композицией и студенты Якутского музыкального колледжа. Из репертуара П.Е.Слепцова несколько песен исполнили Клавдия и Герман Хатылаевы.
По своему юбилей П.Е.Слепцова отметил доктор искусствоведения, академик Академии духовности РС (Я) Эдуард Алексеев: ныне живущий в Бостоне (США) всемирно известный этномузыковед выложил на свой сайт воспоминания об абыйском друге, которого он много записывал, специально вызывал в Москву на выступления в Дни композиторов СССР и в Московской консерватории, а также сам неоднократно приезжал в Абый. Особый интерес вызывает рассказ о том, как Эдуард Ефимович поставив рядом со спящим Прокопием Егоровичем японский магнитофон, который автоматически включался при ночном пении хозяина. Наутро оба с любопытством вслушивались в ночные записи, некоторые места которых были необъяснимы, так как звучали на непонятном языке.
Много позже стали понятны изображения трёх птичек на длинном футляре для трёх хомусов, подаренных на прощание с алгысом, из которого музыковед понял только три русских слова в конце: «Всё будет хорошо!» Как известно, у Эдуарда долго не было детей. Но они – трое погодков – появились вскоре после подарка П.Е.Слепцова.
Всеобщее оживление поднялось во время просмотра шаманского камлания Ойууна Борокуоппая в юрте Ойунского иностранными киноматографистами: в зале оказались участники той съёмки, в частности, Дора Павловна Филиппова, которая по кастингу была выбрана Прокопием Егоровичем на роль «больной». Много интересных подробностей о съёмках рассказала она, в том числе и о его некиношном, а реальном диагнозе, сказанном шёпотом на ухо после поглаживания живота: иносказательно он сообщил о её беременности. Присутствующая на вечере дочь Д.П.Филипповой впервые услышала об этом.
Музей выражает огромную благодарность старшей дочери П.Е.Слепцова Галине Прокопьевне и её мужу Никите Егоровичу Борисову и всем участникам за содействие в организации этого знаменательного вечера. А также желает другой дочери Екатерине Прокопьевне и всем родственникам удачного проведения юбилея в Абые, на котором имя П.Е.Слепцова будет присвоено улусному Этнокультурному центру.
Выставка работает с 14 ноября по 10 декабря 2014г.