Птицы в верованиях народов Якутии.
Пернатые занимали значительную роль в верованиях народов, населяющих Якутию. У эвенков богу творцу Сэвэки в сотворении мира помогала гагара: именно эта водоплавающая птица принесла Сэвэки кусок земли со дна моря, из которого, затем, была сотворена вся суша. До сих пор эвенки широко используют образ этой птицы в своей культуре (как пример можно привести известный узор в виде лапки гагары). Ворон оли, орёл киран, гагара укан, кукушка ку-ку и некоторые другие пернатые считались у эвенков запретными шаманскими птицами, которых нельзя убивать и употреблять в пищу. Ворон также считался человеком, превращённым в птицу. Охотники-эвенки верили, что ворон может особым поведением указывать на скрывающуюся добычу. А новый год у эвенков начинался с первого кукования кукушки весной.
В чукотских мифах ворон добывает для людей солнце, луну и звезды, пробивает клювом дыру в небосводе чтобы взошла первая заря, и даже учит людей, как нужно размножаться и добывать огонь. В дальнейшем ворон Кутх часто появляется в чукотских сказках как комический персонаж, плут и озорник.
У якутов одним из благих божеств Айыы был Хомпоруун Хотой-Айыы, покровитель всех пернатых. Якуты, особо почитавшие орла хотой, считали его сыном Хомпоруун Хотой-Айыы. Верили, что каждого, кто убивает орла, божество карает смертельной болезнью. Орел также считался покровителем рода Хаҥалас. Якутские божества войны Илбис Кыыhа и Оhол Уола часто являлись богатырям в виде воронов. Прародителем воронов считался еще один представитель якутского пантеона Улуутуйар Улуу Суорун Тойон, покровитель шаманов.