Видеоэкспонаты
  • Решаем вместе
    Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

  • 11 октября – Международный день девочек.
    11 октября 2022

    Самобытная система воспитания девочек Саха.

    У саха — народа, составляющего основное население Республики Саха (Якутия), как и у других народов, самым большим богатством считались дети. Богиней плодородия, активно способствующей размножению людей, являлась Айыыһыт. По фольклорным данным, Айыыһыт приносила кут мальчика, превратив его в нож или стрелу, а кут девочки превращала в ножницы. Она же могла лишить женщину ребенка и сделать ее бесплодной. Поэтому причиной бесплодия считали «нарушение» женщиной магических запретов. Большое значение в правильном воспитании девочки будущей Матери, Жены, Хозяйки, Воспитателя играла семья. Это особенное отношение к  женщине у народа саха, как у древнейшего тюркского народа, складывалось веками, в ней величайшая мудрость и прозорливость наших предков. Воспитывая детей, женщины — матери выполняют важнейшую социальную функцию и эта работа более ценна, чем сегодняшний их вклад в производство, они растят будущее поколение.

    Проблема поиска идеала женщины приобретает особую актуальность в сегодняшней сложной жизни. В связи с этим, обязательным условием в воспитании девочек является идеал женщины-матери, который сформировался в ходе исторического развития народа саха и характеризуется такими качествами: физически закалённая (здоровье), подготовленная к труду (в том числе к женскому), обладающая высокими нравственными устоями (человеколюбием), чувством национальной свободы и человеческого достоинства, гостеприимством, скромностью (женственность), доброжелательностью, верностью (слова, дела, супружества), почтением к старшим, умением заботиться о подрастающих поколениях.

    Девочки – цветы жизни, будущие жены, матери. У девочек был свой якутский национальный костюм и украшения. Детская одежда мало чем отличалась от взрослой. Для ее изготовления также использовались шкуры и меха, декоративные планки, расшитые бисером. Шапочка отделывалась опушкой. С наступлением долгожданного лета народ Саха отмечает национальный праздник Ысыах. Ысыах – торжество жизни и Природы. Это почти был единственный праздник, когда можно надевать национальные якутские украшения. Украшения – неотъемлемая часть женского образа в якутской культуре. История якутского украшения начинается с древних времен. В каждой стране и в каждую эпоху их ношение преследовало совершенно разные цели – от стремления показать высокое положение женщины до попытки уберечься от сглаза, порчи и даже от пули. Также узнаем, что они обозначают и когда их носить.

    Основным орнаментом в якутских украшениях является лировидный орнамент. В якутской культуре растительные орнаменты символизируют плодородие и развитие. Лировидный орнамент подходит женщинам детородного возраста, для замужних женщин, невест, но не для девочек и бабушек.

    Растительный орнамент в виде ростка подойдет маленькой девочке, а чуть постарше подойдет орнамент в виде бутона. Распустившиеся цветы касаются взрослой части. Человек как цветок: сначала росток, затем бутон, цветение и увядание. И по такой же аналогии надо придерживаться, когда покупаешь изделие.

    В серьгах женщин детородного возраста в середине есть подвеска, напоминающая сердце – это символизирует будущее потомство. Когда женщина стареет, подвески убираются, их они передают своим дочерям, внучкам как символ продолжения рода. Она должна быть составная. По составу и характеру орнамента и узорам определяли достаток семьи, древность рода и духов-покровителей. Наследные украшения были обязательной частью приданого девушки. Но самое главное место в комплекте отводилось серьгам. Девочке нужно дарить сережки без нижних частей, это часть замужней женщины, нужно смотреть на сам орнамент: растет ли он вверх, а не вниз.

    Украшения могут влиять на девочку от того, с какими пожеланиями их подарили, если даритель пожелал со своим подарком хорошие пожелания, то это и будет. Оно не зависит от какого-либо орнамента. Оберегом становится искренне подаренная вещь.

    У народа саха традиционно сохранилась и развивалась самобытная система воспитания девочек. На девочку смотрели как на гордость и будущее народа.



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc