Видеоэкспонаты
  • Решаем вместе
    Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

  • Чучуна. Якутский снежный человек.
    20 февраля 2024

    Чучуна. Якутский снежный человек.

    В якутском фольклоре есть образ чучуна. Это снежный человек. Всем известно, что чучуна живут в труднодоступных местах. Всем известно, что в Якутии чучуна живет на Верхоянском хребте, хребте Черского, хребете Джунгджур. В Якутии есть очень много труднодоступных мест кроме гор, и там его тоже видят.

    По описаниям очевидцев, чучуны отличались высоким ростом и крепким телосложением, с очень длинными волосами; они одевались в звериные шкуры, имели ножи, умели стрелять из лука и очень быстро бегали. Они крали женщин из стойбищ. Воровали еду. 

    Ещё в царской России в северных районах Якутии бытовало поверье о существовании «на далёком севере» никому не известного народа под названием чучуна. Каждый год их видели в окрестностях поселений улусов. Они крали лошадей. За эти провинности их даже убивали, но тела тщательно скрывали, чтобы не быть обвиненными в убийстве. 

    Русскоустьинцы рассказывали о «худых» чукчах, которых также называли чучуной. В источниках пишут, что сохранилась рукопись 1868—1869 годов ссыльного Ивана Александровича Худякова (1842-1876) «Краткое описание Верхоянского округа». Автор рассказал о слухах про существование каких-то «диких людях», кочующих по пустынной местности. Они очень малочисленны, иногда одеваются в лохмотья, имеют при себе лук, и ступня большая. У них бывали стычки с промышленными людьми. Могут бросить камень в спину якутским женщинам. Их называют по-тунгусски хучана, что значит «беглый».[Чучуна. Материал из Википедии — свободной энциклопедии]

    Согласно выводам крупнейшего специалиста по этнографии народов Крайнего Севера АН СССР Ильи Самуи́ловича Гурвича (1919—1992) более тридцати лет собиравшего и изучавшего этнографические данные, связанные с чучунами: чучуны, они же — мюлены, «дикие» или «худые» чукчи — были по своему происхождению береговыми чукчами. Во время охоты на морского зверя летом и осенью льды откалывались и уносили морских зверобоев-одиночек далеко на запад, к берегам Якутии. Оторвавшись от родных, они считали себя отверженными: чукотский обычай запрещал им возвращаться на родину, где их уже считали мёртвыми. Оказавшись в новых непривычных условиях, чукотские «робинзоны» были обречены на голод, поскольку не имели орудий для охоты на диких оленей. Поэтому вынуждены были воровать еду, а в крайнем случае — нападать на рыбаков и охотников.[там же]

    Чучуной в Якутии называют и реликтового гуманоида, известного в мире как сасквач, йети, алмасты.

    Если бы чучуна существовал в реальности, его бы уже сто раз поймали или имели останки. А пока он герой фольклора. Ниже приведем материал, который слабо освещен в публикациях, но имеет хождение именно в народе. Это общеизвестная информация. Поколения наших бабушек-прабабушек, дедушек-прадедушек эту информацию имеют как само собой разумеющееся, как факт. Именно их поколение, видимо, последний носитель этих знаний. Поэтому приведение этих фольклорных материалов сегодня будет знаменовать фиксацию уходящего знания о таком персонаже фольклора, как чучуна.

    Материал, которым оперировали наши старики мы собрали со всем тщанием перед угрозой его исчезновения во времени. Конечно, для осмысления материалов мы использовали и современные описания встреч с неизведанным.

    «Девочки, никогда не ходите в лес, особенно в одиночку. А то чучуна заберет!» — пугают детей. Сейчас приведу самую распространенную версию рассказа про чучуну: «Исчезла девушка. Бесследно пропала. И вдруг через несколько лет появилась. Она была без памяти, не в себе, то есть, с поврежденным сознанием. Когда ее осмотрели, заметили признаки, что она рожала. И старики сказали, что она жила с чучуной и для чучуны ребенка родила». 

    В устном народном творчестве, в рассказах о встречах с невиданным у саха, живущих в долинах рек и озер Центральной Якутии есть персонаж чучуна. Например, обычный рассказ о его наблюдении выглядит так.

    • Чучуна человек ростом с лес

    Чучуна становится видимым случайно. Например, когда сенокосщики или охотники сидят на отдыхе и видят, что из леса вдалеке кто-то вышел на один шаг, постоял и сделал шаг назад. Этот образ похож на человека, но ростом с лес, с горящими красными глазами и его покрывает густая темная шерсть. Иногда его описывают с бычьими рогами. Именно так его видят саха.

    Например, типичный рассказ о том, как увидели чучуну: «Когда мы сидели возле догоревшего костра на уже скошенном поле, я посмотрел на границу леса, окружавшего поляну, и вдруг увидел кого-то на фоне темнеющего неба. Это был будто бы человек. Но все его тело было покрыто топорщащимися волосами. Он был ростом со стоящие рядом деревья, глаза его горели красным огнем. Он смотрел прямо на нас, но не шевелился. Я настолько обомлел, что сидел с открытым ртом. Сидящие рядом, заметив это, повернулись посмотреть, на что это я уставился, но чучуна, это был он, тут же прыгнул в лес. Друзья мои ничего не заметили, кроме качнувшихся веток». — Это типичное описание явления чучуны. Однако, стоит заметить, что этот образ, как и многие другие, живущие в жанре страшных историй, может быть откровенно выдуманным или быть навеянным горячительными напитками. Все же этот совершенно типичный образ появляется неизменном виде и описывается многими очевидцами точно слово в слово.

    • Чучуна это Хозяин земли.

    Саха жили рядом с предками юкагиров, и все та же тайга вокруг нас. Энергия земли нашего края очень активна и очень многие сенситивные люди это четко ощущают. Доказательство тому само наличие и обилие духов-хозяев иччи. И эта энергия земли и тайги на ней обязательно ощущается человеком. Например, в образе Хозяин земли и леса.

    Широк спектр понятий «хозяина леса» – это чучунá — снежный человек, дух-хозяин леса Бай Байанáй, леший. Следует отметить так же и то, что подобный образ подробно описывается в юкагирских сказках, рассказанных Шалугиным Василием Гавриловичем:

    «Недалеко от Верхнеколымска жил охотник с женой и детьми. На охоте ему не везло, и семья часто голодала. Однажды навстречу ему из леса вышел человек ростом с лиственницу.

    — Ты мне нравишься, — сказал он, — но ты неудачливый охотник. Я знаю, что вы живете бедно и помогу вам. Но со своей добычей обращайся бережно».

    «У земли есть Хозяин. Он людям помогает, выручает их из беды или наказывает виноватых. У Хозяина Земли человек может что-нибудь попросить: лося, медведя, соболя, лису, белку. Иногда хорошим охотникам он во сне показывается».  — На основании этой информации, мы делаем вывод о типичности образа великана чучуны, описываемого в свидетельствах очевидцев, а также замечаем место этого образа в картине мира якутян-атеистов.

    [Хозяин земли. Легенды и рассказы лесных юкагиров. Я. Изд-во ЯГУ, 1994]

    • Чучуна один из образов Байаная.

    Сингкэн, Байанай, Барылах, Эhэкэн – имена образов бога леса, удачи в охоте эвенков, эвенов, саха и долган. Те, кто сталкивался с духом тайги, отмечают ряд образов, под какими они являются человек:

    Молодая, на редкость красивая эвенкийская девушка в нарядном эвенкийском костюме встречалась зимой охотнику в лесу и жила с ним до конца охоты. Если охотник хранит тайну духа леса, то ему сопутствует непомерно богатая охотничья добыча. Живя со своим божеством, охотник должен постоянно поддерживать ее жизнерадостное настроение и ни в коем случае не допускать резких движений, громкого стука и металлического лязга — она пугливая, как лесные животные.

    Седые старик и старушка в эвенкийской одежде. Они живут в убранном в драгоценные меха эвенкийском доме. Их видят или карликами, одетыми с головы до ног в шкурку белки или людьми нормального роста или великанами «с береговую ель».

    Старые медведь и медведица, одетые в эвенкийскую одежду. Они встречают охотника по-медвежьи — высунувшись по пояс из берлоги.

    Теневидный – ночная бесформенная тень с ярко блестящими красными огоньками глаз. Его зычный голос, иногда звучит в голове охотника. Он указывает места, куда надо идти охотиться. «Некоторые добавляют, что во сне видели и говорящего, имевшего бесформенные очертания ночной тени, у которого ярко блестели красные злые огоньки глаз. […] – Его эвены Томпо и Оймякона называют по-якутски «Барылах» или «Байанай».

    [Николаев Семен Иванович. Эвенки и эвены Юго-Восточной Якутии. Якутск Якуткниго издат. 1964. 204с с илл.]

    • Образ медведя.

    Чучуна внешне имеет сходство с образом медведя, который, стоя на двух ногах, весьма похож на человека. И по якутской трактовке сновидений, женщине видеть во сне медведя – эквивалентно видеть образ мужчины. Для замужней женщины это образ мужа, для незамужней – образ жениха. И трактовка этого видения зависит от индивидуальных особенностей – для некоторых это образ проблем, для других счастья. То же самое и с образом медведицы в образах сна – это образ женщины. Люди видят чучуну во сне. И поэтому не суть важна дифференциация образов чучуны и медведя, важно само их наличие в ментальности человека, ведь это причина существования образа.

    • Чучуна образ бога.

    Иногда чучуну видят с рогами быка. Вся земля и жизнь на ней под властью Хозяина земли. В этой трактовке образ чучуны предстает как образ бога живых. Ноумен в  человеческом ощущении рогатого бога жизни имеет подтверждение издревне, например, Изида, Шеду, Минотавр, Золотой телец и другие.

    Например, во время танха существует «якутские гадания у хлева». Это классическое гадание, то есть застывшее во времени и в этнографической литературе. Оно заключается в подслушивании у хлева, просовывание руки в хлев и ожидание ответного рукопожатия, представлявшие некогда особую часть традиционной народной культуры, на сегодня практически прекратили свое существование. Дух земли, рогатый великан, мифический бык, в его ведении находится жизнь и смерть, и судьба на год.

    Старики говорят, что самка чучуна рожает в самые декабрьские морозы. В  самые короткие дни в году, когда старое солнце умирает, в глухой тайге рождается ребенок чучуна.

    Рогатый бог жизни — темный великан с бычьими рогами – таков его образ в скотоводческой культуре саха. Рога оленя показывают образ его ипостаси в охотничьей культуре и роднят его с древними Кернунносом и Шивой Пашупати.

    Видения с этим образом ощущают очень многие люди, и рассказывают почти слово  в слово одинаковое его описание и коллизии сюжета.

    Здесь следует полагать, что человек не летает, как птица, но может залезть на дерево. В Центральной Якутии особо нет пещер, разве что в Южных районах, говорят, есть ущелья и овраги как последствия былых землетрясений, и они считаются входом в нижний мир. В грунтовой могиле тело умершего скрывается в толще земли, уходя с его горизонта.  И под водой человек жить не может. Так что место жизни на земле проистекает в пространстве от самой земли до верхушки дерева. И бог жизни на земле занимает все это пространство собой.  Следует заметить, что в ипостаси бога жизни образ темного великана люди видят на аласах, далеко от гор с заснеженными вершинами, но в век атеизма, конечно, не отдают себе отчет, что это бог, рожденный вместе с новым солнцем.

    Помнится, что в 1990е годы были кадры, запечатленные на пленочной кассете видеокамеры оператора таттинского телевидения. Весной для ролика о прохождении ледохода на реке Татта в окрестностях с.Ытык-Кёль стали снимать кадры на берегу. Засняли, и при монтаже новостного ролика увидели, что на пленке было запечатлено нечто странное.

    Солнечный день, слева берег, справа льдины плывут по реке. И тут из воды появляются рога, голова, туловище и на берег выходит призрачная тень огромного рогатого существа с длинными руками. Сначала оно выбралось на берег при помощи рук, потом встало на ноги и большими шагами скрылось из кадра.

    • Пришелец из параллельного мира

    Современный человек больше может понять параллельные вселенные, чем божественность. Сейчас люди занимаются духовными и энергетическими практиками, развиваются в познании биоэнергетики и других сторон законов природы. Такие люди обычно очень сенситивны и описывают свои ощущения примерно следующим образом.

    Находясь на природе, очень далеко от цивилизации, например, в окрестностях труднодоступных гор, наслаждаясь и впитывая в себя там флюиды и энергии земли, иногда они ощущают, что пространство становится другим. Изменяется восприятие пространства. Оно становится каким-то нереальным, будто искусственным, будто в компьютере. Наступает звенящая тишина. Природа замирает, ничего не двигается, звуки замирают. Это вызывает беспокойство и любопытство. 

    В эти моменты или после них люди видят образ черного человека. Это черный силуэт большого роста вдали. Учтем, что за Полярным кругом размер деревьев отличается от Центральной Якутии, а в Южной Якутии рост деревьев по климатическим причинам еще больше. Эти практики приводят к разного рода и интенсивности трансу. И в таком измененном состоянии сознания неудивительно узреть странные образы, но, тем не менее, это существует.

    Изменение пространства нашего мира объясняется очевидцами тем, что открывается портал, через который чучуна из своего параллельного мира входит в наш мир. О сосуществовании разных вселенных сейчас много информации и мнений. Возможно, действительно, реликтовый гоминид таким образом и появляется, по случайности забредши к вратам.

    • Чучуна это страх.

    Говорят, что его свист и его взгляд навевает на человека дикий парализующий ужас, отшибающий способность двигаться, мыслить и все прочее. Говорят, что чучуна, если его застали люди и он не имеет возможности незаметно спрятаться, наводит морок: люди видят вместо застывшего в неподвижной позе чучуны или пень или дерево или другую часть ландшафта. И обращают внимание чуть позже, что этого пня, дерева или камня теперь на месте нет. Тогда понимают, что это был затаившийся чучуна.

    На этом образ снежного человека на материале якутян не заканчивается.

    • Хозяин снега

    Образ чучуны-великана, мохнатого снежного человека дублируется другим образом – синеглазого белого старика, очень похожего на Деда Мороза. Следует отметить так же и то, что образ Повелителя снега, который некоторые видят в бурную снежную пургу не так уникален, как может показаться.

    Приведем для примера современный рассказ, рассказанный мне в 2003г, поведанный мне самим очевидцем, одним уважаемым местным человеком:

    «Однажды мы пошли на браконьерскую охоту по окрестностям Якутска на кабаргу. Шел снегопад. Сели у костра, сидим, и вдруг видим – небольшой снежный вихрь идет прямо на нас. Один сказал: «Давайте убираться отсюда!» А другие сказали: «А что будет-то?» — и остались. Вихрь прошел через нас и снегопад усилился. Дальше сидим у костра. Снег немного успокоился. Вдруг видим: оттуда, откуда снежный вихрь пришел, старик идет с палкой. Он недалеко от нас был, и видно было его так хорошо, что даже синие-синие яркие глаза разглядели и пышную белую бороду – ну точно Дед Мороз. Когда он ближе подошел, опять началась снежная пурга, такая сильная, что ничего видно не стало. Куда тот старик делся, и человек ли он был? – Вот мы и задумались, неужто Дед Мороз и вправду существует? А ведь и не пили». Подобный рассказ, не смотря на современность и кажущуюся нелепость, в своем роде вовсе не единичен.

    Василий Гаврилович Шалугин, знаток и хранитель юкагирской старины рассказывает точно такую же историю в сказке собственного авторства «Охотник и белый старик». На основании чего мы делаем вывод о том, что эта сказка — описание свидетельства очевидца о явлении некоего типичного природного образа.

    Зимой один охотник решил поставить капканы. Когда он шел по реке, то увидел, что на него, будто снежное облако, катится снежный ком, — не похоже ни на снегоход «Буран», человека или зверя. Из этого кома появились трое: один очень толстый, с бородой, большие синие глаза, одежда белая. С ним две девушки в белых одеждах, глаза тоже синие. Никого из них охотник никогда не видел: «Вино не пил, не во сне привиделось. Живой дед Мороз и Снегурочки были? Или это русский человек меня пугает?» [Хозяин земли. Легенды и рассказы лесных юкагиров. Я. Изд-во ЯГУ, 1994]

    Эти примеры описания образов снежного деда и снежного человека весьма близки с юкагирским Хозяином земли, стариком-великаном по имени Лэбиэн Погил. В этой связи следует отметить, что прежде в этой же тайге Якутии испокон веков жили предки современных юкагиров, оставившие на генном уровне свой след в современных якутянах. И все та же тайга окружает нас сегодня. И образы ее хозяина и хозяина всей этой земли идентичны у всех очевидцев, их созерцающих, не зависимо от национальной принадлежности и культурных взглядов – эти образы есть ноумен мироощущения якутян.

    Как мы видим, образ Белого старика связывается со снегопадом. В условиях Якутии снегопад случается при оттепели, а не при понижении температуры. Так что Белый старик не есть, собственно, Мороз. Снег это то, что приходит с неба и покрывает всю землю чистотой белизны, снег это белая земля. Если чучуна-снежный человек — владыка лесной земли, то Белый старик владыка белой земли – это ипостасные характеристики владыки земли.  

    Этот нюанс ощущения можно на примере пояснить так: если из темного помещения выйти в яркий солнечный день, то заболят глаза. И если точно так же тонкое восприятие человека вдруг ощущает некую энергию, то оно или «болит», тогда энергия выглядит как нечто черное, или «ослеплено», тогда как нечто белое. Эта энергия источается от своего главного сгустка, подобно солнцу, исходит лучами, и человек трактует это в своем тонком восприятии как нечто мохнатое. Например, солнце с лучами, лев с гривой, бородатый, лохматый человек. 

    Но не все так просто: если образ чучуны, мохнатого великана в некоторых трактовках это образ бога, то здесь уже наступает неизречимость. Неизречимость касается прежде всего подробностей контакта, информации, поэтому практически нет рассказов очевидцев об их личном контакте со снежным человеком.

    Не все и не всегда трактуют образ мохнатого снежного великана именно как хозяина леса. Пусть эти образы внешне разные, но смысл их роднит. Ведь каждый видит образ таким, каким сам готов его увидеть. Все же ощущение многих очевидцев имеет один и тот же образ. Но, так же получается и что один и тот же феномен ощущения наделяется очевидцами разными образами. Например, снежный человек черен, а снежный старик бел, да и зимняя одежда, в какой предстает Хозяин земли, полностью закрывающая тело, снаружи мохната, ведь подразумевается, что она сделана из зимнего меха, который намного пышнее, чем летний. И в этом нюансы ощущения этой энергии у разных очевидцев.

    А.В.Решетникова-Осаковская



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc