Видеоэкспонаты
  • Решаем вместе
    Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

  • Добрый день, продолжаем #рубрика_эвенки Сегодняшняя тема «Представление о нижнем мире у эвенков».
    27 августа 2022

    Нижний мир является землей умерших предков (буни). Там жизнь является точной копией мира людей. Отличие состоит лишь в том, что они питаются не земной пищей, а одними кузнечиками, и тела их холодные, без дыхания и биения сердца.

    В земле буни никто из земных жителей не был. Представление эвенков о ней сложилось из рассказов шаманов, которым о своей жизни “рассказывали” сами души предков во время камланий, когда шаман попадает в нижний мир для сопровождения душ умерших и во время лечения больных.

    Вторым ярусом нижнего мира является река тунето (букв. обломки), доступная лишь сильным шаманам. Река тунето вся в сплошных завалах, водоворотах и порогах. Рассказывают, были случаи, когда души более слабых шаманов погибали в реке тунето во время камланий.

    Третий ярус нижнего мира (наиболее близкий к земле) – владения харги. Это самый злой дух. Он постоянно приносит людям горе. Если бы не добрые духи – энекан буга и ее помощники, он давно бы умертвил всех людей и полезных животных.

    По внешнему облику харги напоминает обычного эвенка, только он в несколько раз выше и массивнее. Вместо правой кисти у него страшная человеческая голова с оскаленными зубами, на левой руке огромный коготь. Некоторые считают, что вместо ног у него култышки, правая чуть ниже колена, левая до колена. Голова у него совершенно лысая, а туловище заросло шерстью.

    Об уродстве харги интересное предание в 1980 г. рассказала Ф.Г. Боярковская из рода Хэбгимнгу, 1911 г. рожд. (р. Амуткачи, левый приток Амура).

    “Это было давным-давно, когда на земле еще не было наших дедушек и прадедушек. В то время харги ходил по всему миру, что хотел, то и делал. Задался он целью извести всех эвенков. Но энекан буга препятствовала его злодеяниям. Тогда он решил сначала расправиться с ней. Взял, расколол дерево, вбил в него гвозди и поставил на тропе, по которой постоянно ходила энекан буга. Предварительно все замаскировал. Буга заметила проделки харги и перенесла колоду с гвоздями на его же собственную тропу. Когда харги пошел по этой тропе, то попал ногами на колоду с гвоздями и сильно поранил себе ноги. После этого ноги у него распухли и начали гнить. Долго он болел, но остался в живых. Зато ноги у него сгнили: одна стала чуть ниже колена, другая – до колена. После этого харги на землю попасть не может, а посылает своих помощников.

    Наиболее близкий помощник харги – его правая рука с человеческой головой вместо кисти (бальбука). Харги может высунуть ее из земли в любом месте. Человек пугается, а харги хватает его когтем левой руки и выпивает из него кровь. Человек после этого долго болеет и, если ему не поможет шаман, в конце концов, умирает. Если человек не пугался, то харги не мог тронуть его.

    Другой помощник харги – кандыках. Его представляют в виде антропоморфного существа без головы. На ногах и руках у него нет кистей, левая рука короткая, правая длинная. Вместо головы на туловище огромная пасть.

    Образы представителей нижнего мира – харги и его помощников бальбука и кандыках, судя по накальным рисункам, зародились не менее трех тысячелетий назад. Они присутствуют на писаницах эпохи бронзы и раннего железного века в бассейнах Лены, Алдана и Верхнего Приамурья.

    Третий ярус нижнего мира заселен не только злыми духами, есть там и благожелательные духи – охранители спокойствия на земле и помощники шаманов при хождении в нижний мир: лягушка (баха), мамонт (сэли) и змея (кулин).

    У А.Ф. Анисимова имеются сведения о диаметральной противоположности нижнего и среднего миров. Это значит, что все попадающее из среднего мира в нижний приобретает противоположные качества: живое становится мертвым, сломанное – целым, маленькое – большим и т.п. Человеческое тело, попадая в нижний мир, становится невидимым и способным причинять вред его обитателям, то же самое происходит с душами предков, попадающими в земной мир.

    Поэтому вещи умершего при проведении похоронного обряда слегка портили, а душу мугды стремились быстрее освободить, чтобы она не навредила живым. Местами для захоронения старались выбирать хорошо просматриваемые возвышенности. У верхнеамурских эвенков на выбор места оказывали влияние представления о том, что душа умершего не способна преодолеть водные преграды. Захоронения обычно не посещали, потому что покойников боялись.

    Примерно через год после обряда захоронения шаманами проводился обряд отправления души покойного в мир мертвых.



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc