Видеоэкспонаты
  • Решаем вместе
    Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

  • К 45-летию I Слёта женщин Севера
    25 июля 2022

    25 июля 1977г в Конференц-зале  Дома Советов г. Якутска стартовал  I Слёт женщин Севера.

    Ломак С., освещая Слёт, описывает красные косынки участниц: «Они невольно возвращают нас к тем годам, когда косынка на голове всех народов молодой советской республики была символом борьбы за новую жизнь, символом веры во власть Советов — подлинно народную власть.  Символичны красные косынки и сегодня, потому что Республиканский слет женщин Севера созван в преддверии 60-летия Великого Октября, отмеченной еще одной исторической вехой на пути строительства коммунистического общества —  обсуждением проекта новой Конституции СССР. Эти события стали лейтмотивом всего происходящего на слете: будь то выступления участников или выставка художественного творчества северянок».

    Труженицы тайги и тундры подвели итоги женского движения народов Севера и наметили планы мобилизации женщин на решение поставленных задач Х пятилетки и заданий ХХV Съезда Коммунистической партии.

    —Наибольшего расцвета экономика и культура районов Севера достигла за последние годы, — отмечала в своем докладе заведующая отделом по народностям Севера Совета Министров ЯАССР А. Н, Степанова.  — В 1957 году было принято постановление ЦК КПСС и Советского правительства, сыгравшее историческую роль в развитии Крайнего Севера. На базе 69 колхозов был создан 21 совхоз, а впоследствии организовано еще семь совхозов преимущественно в местах проживания северных народностей. Больше стало уделяться внимания улучшению быта коренного населения, особенно переведенного на оседлый образ жизни. На карте Якутии появились новые поселки оленеводов — Таймылыр, Оленегорск, Белая Гора, Тополиный, преобразуются, благоустраиваются существующие — Андрюшкино, Колымское, Арылах, Харыйалах, Сасыр. Новым в жизни и труде коренных жителей Севера стала подготовка специалистов для традиционных отраслей хозяйства в двух профессионально-технических училищах, дальнейшего развития самобытной национальной культуры послужило введение в школьную программу изучения родного языка — эвенского, эвенкийского и чукотского. И во все эти преобразования вносят свой достойный вклад женщины Севера».

    Женщина Севера сегодня — образованный, культурный человек, с широким спектром интересов, личность социально активная благодаря усилиям власти, сделавшей на заре СССР  многое для улучшения условий жизни на Севере. Об этом говорили делегаты.

     «Сохранив традиции своего народа, продолжая, как и их предки, пасти оленей, добывать зверя и рыбу, они научились выращивать хлеб, овощи, фрукты на студеной земле. – пишет в статье навстречу Слёту журналист С.Ломач. — И не удивляемся мы уже сегодня, что лучшим овощеводом республики называют в Якутии Екатерину Иннокентьевну Новгородову. Это она в числе первых перешла на выращивание овощей на открытом грунте. И привезенные из Мегино-Кангаласского района кочаны капусты с поля Новгородовой, пожалуй, не отличишь от тех, что белеют на совхозных огородах в центре страны. Ее Золотая Звезда Героя—это гимн труду женщин Севера, это поэма о всемогущих женских руках. Поэтому и поэтическая строка Улуро Адо: «Я верю, племя юкагиров свои построит города» — воспринимается сегодня, как реальная строка из биографии северного народа.

    Едва ли не менее ценным является то, что сумели женщины Севера сохранить традиции богатого и разнообразного народного творчества. Вглядитесь в лицо женщины, горделиво восседающей на лошади. В Орджоникидзевском районе вам скажет всякий: это Акулина Михайловна Сидорова. Дочь бедных крестьян, она закончила культпросветучилище и вернулась в родной Жемкон. Много лет работала Сидорова председателем сельсовета, а теперь сельский клуб, которым руководит она, стал любимым местом отдыха земляков». (Газета СЯ от 24.07.1977, «Хозяйки Севера»)

    Участниками I Слёта женщин Севера стали ветераны женского движении в республике, деятели культуры, медики, учителя и, конечно, труженицы традиционных северных отраслей хозяйства — оленеводства, охотничьего и рыбного промыслов. Эти  традиционные промыслы в экономике Якутии имеют немаловажное значение. Вклад женщин в развитие этих отраслей не может быть переоценен.

    Имена участниц Слёта, упомянутые в публикациях:

    Засл.раб нар.хоз. М.Д.Борисова

    Учительница франц.яз. Терютской 8-летней школы Оймяконского района Л. П, Герасимова

    кандидат филологических наук А. Н. Мыреева.

    кадровый охотник совхоза «Анабарский» И. К. Корякина

    секретарь Чукотского окружкома комсомола Т. К. Ачиргина

    Эвенкийка, старший оленевод Соболохского отделения совхоза “Момский” А.В.Громова

    Эвенкийка, старший оленевод совхоза “Оленекский” П.С.Андреева

    Чукчанка, чумработница совхоза “Нижнеколымский” А.А.Кемлиль

    Юкагирска, оленевод совхоза “Аллаиховский” И.А.Дуткина

    зверовода совхоза «Оймяконский» В. Е. Скрыбыкина

    секретарь комсомола совхоза «Алданский» Т. А. Дормидонтова,

    ветеран Великой Отечественной войны В. К. Захарова,

    старший мастер Якутского кожкомбината Т. П. Федорова.

    кавалер ордена Ленина, охотник совхоза «Кировский» А. И. Кривошапкина,

    Герой Соц.Труда, депутат ВС СССР, зверовод совхоза «Силянняхский» М. И. Аммосова,

    кавалер ордена Ленина, пастух-оленевод совхоза «Момский» Д. Д. Корякина

    кавалер ордена «Знак Почёта», охотник совхоза «Искра» Момского района Е.Е.Слепцова

    председатель Бетюнского Сельсовета Амгинского района, Герой Соц. Труда А.М.Васильева

     

     

    С .Ломач (Газета СЯ от 27.07.1977 №174, «На правах духовного родства»)

    С .Ломач (Газета СЯ от 22.07.1977«Теплом заботливых сердец»)

    С .Ломач (Газета СЯ от 24.07.1977«Хозяйки Севера»)

    Т. Слесаревская (Молодежь Якутии 28.07.1977 «Дела и заботы тружениц Севера»)

     



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc