«МЕЧТЫ – В РЕАЛЬНОСТЬ!»
28 февраля с 18:00ч. в 2020 г. в Театре оперы и балета состоится юбилейный вечер «Мечты – в реальность», посвященный 75-летию Аизы Петровны Решетниковой – народной артистки РС(Я) (2017), заслуженного работника культуры РФ (2004), члена Союза композиторов РФ, кандидата исторических наук (2008), лауреата премии (Золотая медаль) Фонда Ирины Архиповой (2004), основателя (1989) Музея музыки и фольклора народов Якутии.
Аиза Петровна Решетникова родилась в семье ныне легендарных актеров Якутского академического драматического театра. Отец — Петр Михайлович Решетников (1915-1960) – народный артист РСФСР и ЯАССР, сыгравший более 130 ролей, первый якутский киноактер, мама — Ирина Михайловна Максимова (1919-1991) – одна из первых якутских солисток балета, позднее блиставшая в драме (Нюргуһун, Дездемона, Луиза и др.), основательница первого в Якутии Таттинского народного театра (1959), победно выступившего в финале I Всероссийского смотра народных театров на сцене Кремлевского театра (1962). Детство прошло в закулисье Саха театра, наблюдая за репетициями спектаклей, концертов.
А.П. Решетникова окончила Центральную музыкальную школу при Московской консерватории им П.И. Чайковского (1964), фортепианный факультет (1971) и ассистентуру-стажировку (1974) в той же консерватории. Первой учительницей музыки Аизы была литовская спецпереселенка Г.М. Тувье, затем в ДМШ г. Якутска училась у Г. Миклашевской и Г.И. Рубан. В 1959 г. в г. Якутске прошел I фестиваль молодежи и студентов Якутии, где в конкурсе пианистов Аиза заняла 2 место и председатель жюри М.Н. Анастасьев, замминистра культуры РСФСР, отобрал её в 7 класс ЦМШ, где она училась в классе О.А. Голубовой (однокурсницы П.К. Розинской); в консерватории училась у доцента В.И Носова, ученика С.Е. Фейнберга, фронтовика; руководителем ассистентуры-стажировки был профессор Г.Б. Аксельрод.
Судьба подарила Аизе всего год переписки с любимым отцом, который писал ей: «Ты – одна из немногих, кому посчастливилось учиться в Москве. Надо почерпнуть все из культуры великого города… В Европе были века Просвещения, ты должна стать просветителем своего народа». Аиза выполнила заветы отца: ходила в юношеский зал Ленинки, где читала статьи о сокровищах Третьяковки, Пушкинки, музеев Ленинграда. Стали судьбоносными походы по музеям Ленинграда с семьей одноклассницы Маши Слессарь, чей двоюродный брат – детский поэт Роман Сэф с друзьями примыкал к экскурсиям. На всю жизнь запомнились разговоры у великих полотен молодых интеллектуалов, чьи книги и статьи позже читала Аиза: искусствоведа Паолы Волковой, поэта Юнны Мориц, театроведа Ириной Уваровой… В Дом Радио на ул. Качалова по билетам пускали в Большую студию (позже А.П. Решетникова записывала СD с А. Борисовой (2000) и А. Дьячковской (2013)), где отец одноклассницы Лены Аджемовой вел в прямом эфире радиопередачи о выдающихся оперных певцах. После объявления диктором московского времени начиналось чудо: вступительное слово эрудита – профессора Московской консерватории К.Х. Аджемова о певцах и исполняемых ими ариях! Другим примером жанра вступительного слова была Ольга Доброхотова, выступавшая в абонементах Большого зала Московской консерватории.
Сольная концертная, просветительская деятельность А.П. Решетниковой до настоящего времени поражает непревзойденной масштабностью. Вернувшись в Якутск, А.П. Решетникова с 1971 г. вела сверхактивную сольную концертную деятельность. Остро чувствуя необходимость воспитания аудитории, она предваряла свое исполнение ярким вступительным словом, режиссируя и настраивая слушательское восприятие. За 1971 – 1989 гг. ею выпущены в эфир более 200 радио- и 150 телепердач, опубликовано множество статей в газетах и журналах по актуальным вопросам музыкальной и культурной жизни республики. За острое перо (например, рецензии «Одна премьера в год — не мало ли?», «Куук!» с глиссандо» и др.) она – пианистка по образованию, в виде исключения была принята членом Союза композиторов СССР. Редкий среди музыкантов дар рассказчика о музыке сочетается с не менее ярким талантом пианистки. На ее циклах сольных концертов и их телеверсиях выросли целые поколения ценителей классической музыки:
Концертмейстерская деятельность: в разные периоды (с 1989 г.) подготовлены сольные программы народной артистки СССР А. Ильиной, народных артистов РСФСР М. Лобанова, А. Лыткиной и многих других. Как коуч, она взрастила до народной артистки РФ Альбину Борисову; засл. арт. РС(Я) Анну Дьячковскую – до лауреата международных конкурсов в Италии.
Научно-исследовательская деятельность
А. П. Решетникова – исследователь музыки и сюжетного фонда якутского и эвенкийского эпосов. Она автор более 50 научных публикаций, выступлений на международных конференциях. В 2005 г. вышла монография «Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте», которая была в 2008 г. успешно защищена в виде диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук в ИЭА РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Помимо российских, рецензентами из США, Германии, Венгрии, Турции была дана достойная оценка эвристичной интерпретации А.П. Решетниковой многих аспектов олонхо, нимнгакана, структуры камлания шамана, реликтов тотемизма в культурах народов Сибири и Дальнего Востока и др. В процессе исследовательской деятельности осуществлено этнографическое изучение музыкального кода якутской культуры в целом и олонхо в частности; рассмотрена музыка олонхо якутов в контексте систем интонирования эпоса эвенков и тюрков Южной Сибири; при анализе архаических мелоформ сибирских народов применен семиотический метод; они рассмотрены в историческом контексте как репрезентанты ряда культурно-хозяйственных типов.
Вкладом в развитие мировой науки являются уникальные международные конференции, впервые проведенные в истории отечественной науки: «Шаманизм как религия: генезис, реконструкции, традиции» (1992), «Музыкальная этнография тунгусо-маньчжурских народов» (2000), «Фольклор палеоазиатских народов» (2003), «Фольклор палеоазиатских народов» (2016). Среди инициированных А.П. Решетниковой изданий — впервые осуществленный в 2008 г. перевод на русский язык классический труд Уллы Йохансен «Орнаментальное искусство якутов» (Гамбургский этнографический музей, 1953) и издание трудов Г.В. Ксенофонтова «Шаманизм. Избранные труды» (1992).
Рецензентами 60-томной академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» СО РАН высоко оценена концептуальная работа А.П. Решетниковой «Музыка якутских олонхо» в томе «Якутский героический эпос: Кыыс Дэбилийэ» (1993). Е.С. Новик, член главной редколлегии 60-й томной серии, проф.РГГУ пригласила А.П. Решетникову участвовать в качестве автора вступительной статьи. Авторы Концепции представления в академической серии памятников фольклора народа саха: Н.В.Емельянов,В.Т.Петров,С.П.Ойунская,В.В.Илларионов, – отстояли уникальное по содержанию и композиции олонхо Усть-Алданского сказителя Н.П. Бурнашева, записанное С.К. Дьяконовым в «домагнитофонную эпоху» в июле 1941 г. Неграмотный мудрец-сказитель выразил остро ощущаемую народом потребность в создании олонхо с темой невиданного нашествия врагов и отпора с победным финалом, предвосхитив тем самым драматургию 7-й симфонии Д.Д. Шестаковича (!): девка абааһы и ее три выкормыша постепенно захватывают Средний мир, но люди айыы айма5а под предводительством спущенной божествами айыы для защиты Среднего мира девы-богатырки побеждают извечных врагов и заселяют благословенную землю. В результате реконструкция музыкальной драматургии олонхо «Кыыс Дэбилийэ» осуществлена в виде таблицы сюжетных мотивов с буквенным указанием типов интонирования песенных: А (дьиэрэтии), B (кутуруу – имитации пения шаманов), С (дэгэрэн), D (декламация), Р (проза), — по методу структурного анализа сказок В.Я. Проппа.
За 25 лет научной деятельности проделан структурный анализ 87 архивных и опубликованных текстов якутских олонхо и всех опубликованных описаний обрядов жизненного цикла, праздников, промыслово-хозяйственных и шаманских ритуалов (результаты сопоставления представлены в 17 таблицах). В результате взаимоналожения разных дисциплинарных методов начали всплывать не выявленные узкоспециальными методами, но высвеченные качественно новым методологическим сплавом, неожиданные детали избранного поля исследования: 1) в результате практического применения в Саха театре таблиц музыкальной драматургии «Кыыс Дэбилийэ» и «Строптивого Кулун Куллустуура» появились спектакли – преддверие Театра Олонхо; 2) в результате составления фонда сюжетных мотивов олонхо выявлена эпическая обрядность как дефиниция исторической поэтики; установлена разностадиальность эпических обрядов; 3) рассмотрен мотив чудесного роста в контексте представлений о разном течении времени в различных мифологических мирах, из чего сделан вывод о функции в сказках народов мира реликта мотива чудесного роста как маркера небесного происхождения героя олонхо; 4) выявлена система воинских ритуалов, отраженных в олонхо; 5) предложена интерпретация символического поведения главных персонажей свадьбы: «невидимого» жениха и «умирающей» невесты; 6) выявлен фонд сюжетных мотивов эвенкийского героического эпоса (на основе Анализа 30 нимнгакан из трудов Г.М. Василевич, А.Н. Мыреевой, А.В. Романовой), что позволило охарактеризовать «дошаманистическую» картину мира, отраженную в эпосе охотников; 7) рассмотрен древнейший образ животного первопредка как иносказательного маркера «чужого» в эволюционном ряду разностадиальных версий эпического первопредка, сохраненного в подтексте универсальной функции жениха как похитителя в контексте свадебных ритуалов мира.
Музей музыки и фольклора народов Якутии
А.П. Решетниковой организован Музей музыки и фольклора народов Якутии (1991) с оригинальной концепцией экспонирования памятников устной нематериальной культуры в г. Якутске.
Миссия музея ‑ популяризация накопленных наукой знаний о традиционной культуре, фольклоре коренных народов Якутии: якутов, эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей, долган, русских старожилов.
Главное направление – сотрудничество с общинами КМНС. Музей возрождает утраченные в течение ХХ века главные календарные праздники: эвенкийский «Бакалдын» (1989), арктических народов «Встреча солнца» (2011), эвенский «Цветение тундры» (2011), юкагирский «Шахадьибэ» (2019). Благодаря выявлению знатоков традиционной культуры записывается фольклор эвенов, эвенков, юкагиров, русско-устьинцев и др. Музей визуализирует устные памятники духовного наследия, создает экспонаты: основной фонд – более 1971 ед. хр., научно-вспомогательный – более 10903 ед. хр.
Созданный в Музее Эвенский этно-фольклорный клуб «Хярму Хээдьэн», сегодня функционирует в Доме дружбы народов, где музеем последовательно ведется видеозапись запевов и танцевальных движений улусных вариантов, кажущихся простыми, круговых танцев эвенов для выявления их локальных особенностей. Аналогична работа по выявлению родовых особенностей якутского осуохая. Студенты ЯККиИ, СВФУ во время музейной практики готовят дипломные работы.
Фольклор и язык Русского Устья: по ходатайству Музея при поддержке В.И. Толстого два ансамбля русских старожилов Индигирки получили финансовую помощь для исторических реконструкций костюмов и проезд на фестиваль в Великий Новгород, посвященный 1150-летию Российской государственности. Музеем снят фильм об этой удивительной встрече русско-устьинцев со своей исторической родиной и культурном шоке новгородцев, услышавших свою речь 17 века!
В рамках образовательной программы Музея «Дорога к прекрасному», охватившей гастролями детсады и школы 25 (!) улусов, дети увидели Кукольный театр с репертуаром «Мифы и сказки народов Якутии», участвовали в интерактивных «Играх народов Севера». Всем известно, как много времени современные дети проводят за компьютером, разучившись играть. Между тем народные игры помимо спортивно-развлекательных функций в подтексте хранят традиционные представления о мироздании, верованиях, мифологии, наблюдения за природой, прививают хозяйственные навыки.
Музей освоил следующие жанры кинопроизводства:
Вход свободный
Конт.тел.: 35-38-84