Видеоэкспонаты
  • Решаем вместе
    Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

  • Рубрика #30летие_ммфня
    7 сентября 2021
    Андрей Анатольевич стоял у истоков работы музея. С 1991 года он был первым специалистом по аудио и видео контенту. В ту пору аудиотехника была на пленочных носителях, ее работа поддерживалась множеством проводов и звуки исходили из огромных колонок. При становлении залов музея, он наладил звуковое сопровождение лекции. Посетители с большим удовольствием слушали эпические стили пения саха, удивлялись песням и говору русских арктических старожилов, сохранившемуся со времен Ивана Грозного. Звучали фрагменты партий первых оперных спектаклей и многое другое.
    С теплотой всплывают воспоминания о тех днях: когда посетители проходят в зал, то наш человек подает знак, который за дверью видит наш аудиоинженер и включает озвучку этого зала. Посетители недоуменно оглядываются: откуда идет музыка и как она включилась? Колонки были искусно спрятаны и практически не видны. Тайна эта преследовала их в каждом зале. Некоторые, неудержавшись, в конце спрашивали, как может озвучка включаться без участия человека? Это был ХХ век.
    Андрей Анатольевич был первым кто подключил ЭВМ (электронно-вычислительная машина, так называлось в ту пору то, что сейчас называется компьютером), он первый снимал для музея видео на новую технику на грани фантастики концерты якутских мелодистов, композиторов, их интервью-портреты и совершенно все мероприятия музея. Они стали первыми предметами фонда видеокассет VHS.
    Молодой музей проводил в 1991г Международную конференцию «Шаманизм как религия: генезис реконструкции, традиции», на которую приехало огромное количество гостей со всех стран и континентов земли. Андрей Анатольевич снимал все происходящее: выступления ученых, фольклорные концерты, выставки и все-все-все многочисленные мероприятия той конференции. Он организовал синхронный перевод для иностранных гостей, показывал на большом экране музейные и документальные фильмы для ученых и снимал их комментарии и дебаты. Он всегда был за камерой, за фотоаппаратом, поэтому самого его на фотографиях крайне мало.
    Хочется вспомнить особенных гостей. Мы, поколение, выросшее на книгах Фенимора Купера и фильмах об индейцах. И вот, однажды, в 1990-е в музей пришла группа североамериканских индейцев. Представители племени, которое охотилось на бизонов. Они одели свои национальные костюмы. Один был в головном уборе вождя. Они пели традиционные национальные песни, учили нас танцу орла и военному танцу. Так, благодаря работе, исполнилась детская мечта встретить своих героев, воочию увидеть потомков Чинганчгука и Оцеолы, героев повестей Джека Лондона.
    Представителями племени очень понравилась культура народов Якутии, особенно эвенов и эвенков. Они узнали в ней много родных элементов как бытовых, так и из сферы шаманизма. Сейчас стали известны прямые параллели между индейцами Северной Америки и «индейцами Сибири», но в те годы это не было широко известно, но был шанс получить личное откровение.
    Андрей Анатольевич был одним из первых работников. Энергию своей молодости он разделил со становлением нового музея. Молодой черноволосый парень с прямой осанкой всею своей личностью, умениями и навыками, обаянием и юмором был частью молодого первого коллектива. Прошли годы, теперь он пенсионер, работает охранником и «ночным директором» в родном музее. Он встретит вас при входе и побрызгает руки антисептиком. Поздоровайтесь: “Привет, Андрей!”


    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc