Видеоэкспонаты
  • Решаем вместе
    Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

  • Рубрика #Чукчи
    30 ноября 2020

    Рубрика #Чукчи

    Оленные чукчи еще в недалеком прошлом исполняли обрядовые танцы на праздниках по случаю добытого в сезоне дикого оленя и убитого волка. На празднике, посвященном убитому волку, по свидетельству В. Г. Богораза, «хозяин дома, одетый в волчью шкуру, исполняет благодарственный обряд с пением, пляской и битьем в бубен. Время от времени он воет, подражая волку — это значит, что дух волка вошел в его тело. Церемония по случаю удачной охоты на волка совершалась чаще внутри яранги, а иногда и вне ее. По рассказам оленевода Еттылина, перед началом обрядовой пляски хозяин убитого волка или дикого оленя щедро угощал всех присутствующих оленьим мясом. Он вносил в помещение разделанную за ярангой тушу волка, и хозяйка раскладывала большие жирные куски оленьего мяса на голову, уши и хвост этой туши. По ее резкой команде «Хватайте!» — все присутствующие бросались к туше, стараясь схватить побольше мяса. Считалось, что угощает волк. Кто-то при этом не успевал схватить мясо, кто-то падал, что способствовало еще большему общему веселью. Когда мясо было разобрано, первым начинал бить в бубен и петь хозяин. Обычно на этом празднике били в бубен и пели мужчины, а женщины танцевали— каждая в своей манере. Танцующие стояли по обе стороны костра. Женщины, чуть приседая и поднимаясь, вибрировали всем корпусом и сопровождали свою пляску гортанным пением — «веселили дух волка». Пели и танцевали до тех пор, пока не уставали. Иногда на празднике по случаю удачной охоты на волка или дикого оленя танцевали и мужчины.
    Использ.лит-ра: М.Я.Жорницкая «Народное хореографическое искусство коренного населения Северо-Востока Сибири», 1983г.



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc