Добрый день! Продолжаем нашу #рубрика_эвенки
С. В. Иванов в своем исследовании рисунков и изображений на плоскости составил классификацию типов. Второй тип (центральный, или восточносибирский) он назвал эвенкийским по преобладанию его у эвенков и эвенов. К этому типу, но его определению, примкнули долганские, селькупские и кетские изображения на западе, юкагирские на севере и орокские на юге, что объясняется преобладанием в составе долган и ороков тунгусов (эвенков). Часть же потомков ангарцев, расселенных по Енисею, находилась во взаимобрачных отношениях с селькупами и кетами. Прослеживание рисунков этого типа у нанайцев, ульчей и удэгейцев также объясняется вхождением в их состав оленеводов-орочонов. Эвенкийский тип рисунка «характеризуется наличием тонкой линии или силуэта (причем силуэтные изображения нередко оконтуриваются жгутиком оленьего волоса), одноцветностью, мелкими в гравировке и довольно крупными в рисунках размерами, реалистической трактовкой изображений… Наряду с животными много человеческих фигур. Изображения этого типа удерживают черты неолитического искусстве Сибири».
В своей монографии С. В. Иванов пришел к выводу, что орнамент эвенков сложился из пяти комплексов: первый — основной тунтусский среднесибирский комплекс; второй, «общий с палеоазиатским орнаментом, как бы подстилает собой эвенкийский… это дотункусский»; третий — якутский, характерный для северо-западных и восточных эвенков; четвертый — монгольский, характерный -для забайкальских эвенков; пятый, характерный для народов Нижнего Приамурья. Среди эвенков бассейна Елисея встречаются элементы, характерные для сибирских тюрок. Исп. Литература Г.М. Василевич «Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII – начало ХХ в.)