Видеоэкспонаты
  • Решаем вместе
    Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

  • Рубрика «Эвены»
    30 мая 2022

    Дорогие подписчики, дорогие друзья, интересующиеся традиционной культурой эвенов! Сегодня в рубрике «Эвены» продолжаем публиковать информацию из книги кандидата исторических наук, этнографа, профессора-исследователя исторического факультета СВФУ Анатолия Афанасьевича Алексеева «Забытый мир предков». Раздел II. СОЛНЦЕ. ГОРЫ. ДУХИ И БОГИ. (1 ч. – 24.12.21, 2 ч. – 24.01.22)

    Погребальный обряд является, в сущности, отражением представлений эвенов о загробном мире. Эвены хоронили детей и взрослых на помостах, поставленных на сваях или на деревьях. Такие воздушные и надземные погребения и по сей день можно увидеть в местностях Авлондьа, Ээтиркит, Дайик (у ламунхинских эвенов), у тюгясиров — в бассейне реки Хобоол, Лабыктандьа, у озер Кимпииччэ, Мэрээти.

    Эвенские погребальные обряды, судя по этим захоронениям, были довольно сложными. Возможно, они сохранились со времени существования у эвенов древнейшего погребального культа. Принятие христианства в конце XVIII века оказало влияние на погребальные обряды, но архаичные черты по сей день сохранились. Как например, обеспечение умершего человека всем необходимым во время пути в мир мертвых (буни), в т.ч. едой. Забивание верхового оленя умершего означало, что он отправлялся в иной мир пешком. Около могилы на специальном помосте складывали вещи умершего, постельные принадлежности, оленье седло, посуду. Все предметы предварительно ломали. Считалось, что в «мире мертвых» — Буни — все должно быть наоборот, чем в Среднем мире. И эти вещи должны послужить ему после смерти, когда душа умершего улетает в потусторонний мир. Покойника укладывали в могилу головой на восход солнца. Позднее, как и всех умерших православных, в т.ч. и шаманов, хоронили в земле, но архаичность сохранялась. (Погребение Тюгясирского шамана Барбахсына у озера Мэрээти). Надмогильные христианские кресты эвены делали семиконечными, первые две перекладины ставились прямо и параллельно друг другу, а третья — наискось. Наверху основной стойки креста вырезались фигуры двух птиц символ отлетевшей души умершего. Надо полагать, что это также означало соприкосновение двух идеологий: христианства и шаманства. Могила шамана была запретной для посещения в первые годы. Проходя, мимо него надо было принести дар духам.

    С анимистическими представлениями эвенов связаны почитание ими духов — хозяев природы и стихий, жертвоприношения различным духам, особое почитание духа огня, духа охоты и духа предков.

    В связи с одушевлением стихийных сил природы, наделением их качествами, присущими человеку, сложились определенные обычаи, ритуально магические действия, места приношения жертв духам. Из наиболее распространенных обычаев, связанных с анимистическими воззрениями, являются обычай «кормить» огонь, ритуальный танец һээдьэ, посвященный встрече нового года во время летнего солнцестояния. Эвены никогда не проходили мимо, ничего не оставив могилам предков и духам местности, священным деревьям и священному озеру, реке, горе. Духу Земли — Төөр Муһондун — преподносили различные умилостивления, так как Земля считалась добрым божеством, дарующим жизнь, кормящим всех на земле существ. Поэтому приносили ей в жертву дээлбургэ — салама, молоко, кровь, мясо, чай и вино. Боготворение земли у эвенов выражается в общем почитании и приношении ей различных жертв, а также в почитании священных гор, урочищ, озер, рек. Такими местностями у эвенов Северо-западного Верхоянья являются горы: Тормитаа, Дудэрэ, Орулутти; озера: Эгдьэнупэ (Большая Бабушка), Себян-Кюель (Священное озеро), Лыыбалаах, Кимпииччэ, Байындьа, Сурун-Кюель; реки: Дянышка. Лээпискэ, Мунни, Сахандьа. Ньоҥтомо, Бытынтай, Тумара, Хобоол. Дулҕалаах, Эчий, Большой и Малый Саккырыыр и Собопол. В рамках каждого, из них в честь духов — Муһол совершались определенные действия с жертвоприношением. Эти культовые объекты и по сей день почитаются.

     

    Продолжение следует.



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc