Видеоэкспонаты
  • Решаем вместе
    Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

  • Рубрика #Исследователи
    12 ноября 2020
    Добрый день! Сегодня продолжаем Рубрика #Исследователи

    Дьячковский Дмитрий Иванович – Сэһэн Боло — известный фольклорист, исследователь истории народа саха, ученый-самоучка, достигший необыкновенного профессионализма на своем поприще. Сэһэн Боло является знаковой и неординарной личностью своего времени. О его личной жизни крайне мало информации. Большая часть работ еще не опубликована. Он и есть та тайна, которую надо открыть, разгадать, донести до народа его огромное наследство. Д.И. Дьячковский родился 8 ноября 1905 году в I Бологурском наслеге Ботурусского улуса (ныне Чурапчинского) в семье состоятельного якута. В детстве он воспитывался в бедной семье деда по матери — Николая Егоровича Малышева — Маччая. В 1918 году в селе Чычымах окончил церковно-приходскую школу, затем продолжил учебу в Чурапчинской 4-классной школе. В 1925 году поступил на ветеринарное отделение Якутского медицинского техникума, но в 1926 году из-за болезни отца и сестры Дмитрий вынужден был бросить учебу и вернуться домой. По своей инициативе с 1925 года начал записывать народные предания родного улуса.
    С 1926 года будучи секретарем наслежного Совета начал систематический сбор фольклорных материалов о якутских родах родного наслега, постепенно расширяя географию сбора до других наслегов и улусов. Большим толчком в этом деле послужило то, что он перебирая архивы наслегов XVIII-XIX вв., встретил имена людей и название мест, о которых говорилось в легендах и преданиях.
    С целью пополнить свое образование и специально подготовиться к сбору фольклорных материалов в январе 1931 года переехал в город Якутск. 1931-33 гг. — делопроизводитель Управления рабоче-крестьянской милиции ЯАССР. 1933-34 гг. — инструктор Областного комитета Российского общества Красного Креста. 1934-37 гг. — инструктор Областного бюро краеведения. В 1934 г. переменил через ЗАГС имя и фамилию и стал Сэсэн Ивановичем Боло в память своим предкам Боло Кюлэкэнэ и Сэсэн Быркынга. Работая здесь, он проделал огромную работу по созданию краеведческих ячеек, которые занимались изучением всей истории края, начиная с этнографии и фольклора вплоть до ботаники, экономики, полезных ископаемых.
    С.И.Боло постоянно начал заниматься сбором фольклорных материалов и привлекал сельскую молодежь к сбору и сохранению фольклорных и этнографических материалов, уделяя особое внимание историческому прошлому Якутии, заботился о сохранности памятников старины, о чем свидетельствуют его статьи «Больше внимания работе ячеек краеведения» (Соц. Якутия. — 1934 — 23 июня), «Изучать и охранять памятники старины» (Соц. Якутия. — 1934 — 23 марта).

     
    В 1937 году по приглашению П.А.Ойунского Боло был принят на работу в Институт языка и культуры младшим научным сотрудником и приступил к составлению фольклорного сборника, который под названием «Прошлое якутов до прихода русских на Лену (по преданиям якутов бывшего Якутского округа)» увидел свет уже в 1938 году.

    С 1938 по 1939 годы С.И.Боло вместе с А.А.Саввиным был в экспедиционных поездках по Вилюйским районам, затем в 1939-41 годах они побывали в северных районах Якутии.
    С 1942 года Сэһэн Иванович был приглашен научным сотрудником в Ленскую историко-археологическую экспедицию известного археолога А.П.Окладникова и проделал путь от Якутска до Тикси.
    В октябре того же года, уволившись с экспедиции, он написал заявление с просьбой принять на работу в Якутский республиканский краеведческий музей, где проделал огромную работу по созданию научного фонда музея. Одновременно начал обработку и исследование своих ранних записей легенд и преданий, печатался в газетах. Но все его основные работы остались неопубликованными.

     
    Знаем, что известный фольклорист собрал очень много фольклорного материала со всех концов необъятной Якутии. За свою короткую и яркую жизнь, посвященную только любимой работе, собрал больше 700 легенд и преданий, опросив более 300 знатоков старины, составил родословную примерно 100 древнейших родов саха.

    Сэһэн Боло не только известный фольклорист, но и один из первых археологов из народа саха. Несмотря на суеверия и страх людей того времени, ради науки и познания старины собрал уникальные материалы, которые стали сокровищами фонда музеев, открыли миру своеобразие и богатство материальной культуры народа саха, пролили свет на многие загадки истории Якутии и народов, живущих здесь. 

     
    Его труды бесценны, но, тем не менее, при его жизни, в 1938 году, была издана только одна книга «Прошлое якутов до прихода русских на Лену». И эта книга имела печальную судьбу, её редактором был Платон Ойунский, которого объявили «врагом народа», поэтому в тот же год был изъят весь тираж книги и уничтожен.

    Эта работа увидела свет только в 1994 году, издательство «Бичик» переиздало книгу.
    Дело обстояло бы совершенно иначе, если бы осуществилась идея многотомного издания легенд и преданий, собранных Сэсэном Ивановичем, к реализации которой в свое время приступил ИЯЛИ.
    В 1951 г. был подготовлен первый том, в который вошли наиболее полные варианты из центральных районов. Они располагались в трех разделах. В первом разделе были помещены рассказы о доякутском населении Лены, о племенах хара сагыл, кыргыс, сахалар, тумат, тунгус, во-втором – легенды о прародителях якутов Омогое, Эллэе и Улуу Хоро, в третьем – предания якутов Ботурусского улуса об эпохе кыргыс. 

     
    Над подготовкой этого издания работала целая группа специалистов. Перевод текстов выполнили С.П.Тихонов, С.Ф.Ксенофонтов и Г.У.Эргис. Предисловие написал А.П.Окладников.

    Труд этот не вышел в свет. В июле 1952 г. Якутское книжное издательство вернуло его в ИЯЛИ с указанием, что «рукопись требует дополнительного просмотра после работ т. Сталина по вопросам языкознания и постановления бюро ОК ВКП(б) «О буржуазно-националистических извращениях в освещении истории якутской литературы».
    Директор института З.В.Гоголев в письме к Г.У.Эргису от 15 августа 1952 г. выразил свое разочарование рукописью, в которой «народ заслоняется личным блеском, индивидуальными подвигами и сверхъестественными деяниями сказочных героев».

     
    В ноябре этого же года младший научный сотрудник ИЯЛИ Г.П.Башарин, работавший в то время над подготовкой второго тома «Исторических легенд и преданий», представил сообщение «С.И.Боло и собранные им легенды и предания», в котором после обвинений «тойонского сынка» в его непролетарском происхождении, идеализации старины, подверг сомнению и значение рукописного наследия С.И.Боло, более того – исторических легенд и преданий народа.

    В связи с этим Президиум Якутского филиала АН СССР создал специальную комиссию в составе Г.У.Эргиса, И.С.Гурвича, и П.П.Барашкова. В обсуждении сообщения также заочно приняли участие профессора С.А.Токарев, А.П.Окладников, доктор филологических наук Е.И.Убрятова, кандидат исторических наук А.А.Попов. Комиссия и участники обсуждения показали важность при правильном использовании всего рукописного наследия Сэсэна Ивановича, включая и предания с тойонской направленностью, фантастическими сюжетами, ставшие основными объектами нападок. Но, увы, этого оказалось недостаточно, чтобы продвинуть вопрос издания наследия С.И.Боло.

     
    Одновременно комиссия выполнила огромную работу по систематизации материалов, собранных Боло. Было выяснено, что от 340 информаторов он сделал более 700 записей, из них около 600 исторических легенд и преданий, 23 песен, 14 сказок, 6 олонхо. Также имелись записи фольклора русских старожилов, диалектический материал на говоры якутов различных районов, более 100 родословных таблиц якутов».

    СэҺэн Боло покинул этот мир совсем молодым, ему было всего 42 года, в самом расцвете сил и творческого подъема. Фольклорист был похоронен в Якутске, но никто не знает, где находится его могила. Такова судьба одной из загадочных и ярких личностей в истории Якутии…

    Источник: Варвара КОРЯКИНА
    https://www.1sn.ru/253896.html
     


    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc