С 1938 по 1939 годы С.И.Боло вместе с А.А.Саввиным был в экспедиционных поездках по Вилюйским районам, затем в 1939-41 годах они побывали в северных районах Якутии.
С 1942 года Сэһэн Иванович был приглашен научным сотрудником в Ленскую историко-археологическую экспедицию известного археолога А.П.Окладникова и проделал путь от Якутска до Тикси.
В октябре того же года, уволившись с экспедиции, он написал заявление с просьбой принять на работу в Якутский республиканский краеведческий музей, где проделал огромную работу по созданию научного фонда музея. Одновременно начал обработку и исследование своих ранних записей легенд и преданий, печатался в газетах. Но все его основные работы остались неопубликованными.
Сэһэн Боло не только известный фольклорист, но и один из первых археологов из народа саха. Несмотря на суеверия и страх людей того времени, ради науки и познания старины собрал уникальные материалы, которые стали сокровищами фонда музеев, открыли миру своеобразие и богатство материальной культуры народа саха, пролили свет на многие загадки истории Якутии и народов, живущих здесь.
Эта работа увидела свет только в 1994 году, издательство «Бичик» переиздало книгу.
Дело обстояло бы совершенно иначе, если бы осуществилась идея многотомного издания легенд и преданий, собранных Сэсэном Ивановичем, к реализации которой в свое время приступил ИЯЛИ.
В 1951 г. был подготовлен первый том, в который вошли наиболее полные варианты из центральных районов. Они располагались в трех разделах. В первом разделе были помещены рассказы о доякутском населении Лены, о племенах хара сагыл, кыргыс, сахалар, тумат, тунгус, во-втором – легенды о прародителях якутов Омогое, Эллэе и Улуу Хоро, в третьем – предания якутов Ботурусского улуса об эпохе кыргыс.
Труд этот не вышел в свет. В июле 1952 г. Якутское книжное издательство вернуло его в ИЯЛИ с указанием, что «рукопись требует дополнительного просмотра после работ т. Сталина по вопросам языкознания и постановления бюро ОК ВКП(б) «О буржуазно-националистических извращениях в освещении истории якутской литературы».
Директор института З.В.Гоголев в письме к Г.У.Эргису от 15 августа 1952 г. выразил свое разочарование рукописью, в которой «народ заслоняется личным блеском, индивидуальными подвигами и сверхъестественными деяниями сказочных героев».
В связи с этим Президиум Якутского филиала АН СССР создал специальную комиссию в составе Г.У.Эргиса, И.С.Гурвича, и П.П.Барашкова. В обсуждении сообщения также заочно приняли участие профессора С.А.Токарев, А.П.Окладников, доктор филологических наук Е.И.Убрятова, кандидат исторических наук А.А.Попов. Комиссия и участники обсуждения показали важность при правильном использовании всего рукописного наследия Сэсэна Ивановича, включая и предания с тойонской направленностью, фантастическими сюжетами, ставшие основными объектами нападок. Но, увы, этого оказалось недостаточно, чтобы продвинуть вопрос издания наследия С.И.Боло.
СэҺэн Боло покинул этот мир совсем молодым, ему было всего 42 года, в самом расцвете сил и творческого подъема. Фольклорист был похоронен в Якутске, но никто не знает, где находится его могила. Такова судьба одной из загадочных и ярких личностей в истории Якутии…