Сегодня, в рамках празднования Международного дня коренных народов мира, мы хотим вас познакомить с истоками создания нашего музея и зарождения фольклорного движения.
В Международный день танца состоялись съемки встречи участников фольклорно-этнографической эвенкийской группы «Секалан» – «Радуга». Надо отметить, что в апреле группе исполнилось 40 лет.
Встретились они первый раз с друг с другом студентами, в далекие 80-е годы. Сейчас это состоявшиеся в профессии люди. Очень тепло вспоминали свою юность. Участники ансамбля: Варламов Александр Николаевич, доктор филологических наук, с.н.с ИГИиПМНС СО РАН, Бэгин (председатель) Ассоциации эвенков РС (Я), Винокуров Семен Николаевич – отл. здравоохр. РФ, засл. работник здравоохранения РС (Я), заместитель главного врача ГБУ РС (Я) «Станция скорой медицинской помощи», врач организатор здравоохранения высшей категории, инициатор этой встречи, человек с активной жизненной позицией, Захарова Лариса Васильевна — отличник образования РС(Я), Почетный работник общего образования РФ, автор учебных программ, учебников, учебных пособий для якутской начальной школы и Атласова Эжана Ивановна – руководитель Грантового центра г. Якутска. Несколько человек проживающие в заречных улусах не смогли приехать на встречу из-за распутицы. Они все учились на разных факультетах университета и всех их подружил «Секалан». Об этом в своей статье рассказывает дочка одной из участниц ансамбля.
«Нас подружил «Секалан»
Преемственность поколений – важный фактор развития общества. Многие из нас выросли на историях жизни наших родителей и наших ближайших и далеких предков. Я хочу познакомить вас с одним из наиболее ярких периодов жизни моей мамы, с моментами ее счастливых и интересных студенческих лет в стенах Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова. Общественное движение и культурное развитие коренных народов в конце XX в. начиналось с инициативы людей творчества и науки. Это отчетливо заметно в истории общественного движения эвенков в Якутии. Во многом это являлось передовым опытом, когда усилия исследователей фольклора, музыкантов, художников дали жизнь практическому социокультурному эксперименту по возрождению традиционной эвенкийской культуры в среде студенчества. Начало студенческого фольклорного движения в Якутском государственном университете не было шумным и не имело массового характера: собрали по списку из деканатов представителей малых коренных народностей: эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей. После общего собрания студентов поделили по секциям. Секция эвенков оказалась более многолюдной, в основном были ребята из Нерюнгринского, Олекминского и Усть-Майского районов. На первой же встрече выступили инициаторы-ученые из Института языка, литературы и истории Якутского филиала Сибирского отделения Академии наук СССР (ИЯЛИ ЯФ СО АН СССР): специалист по эвенкийскому языку, фольклору и этнографии, составитель эвенкийско-русского словаря Мыреева Анна Николаевна, специалист по эвенкийской филологии, фольклору эвенков, член Союза писателей России Галина Ивановна Варламова-Кэптукэ, а так же народная артистка Якутии, член Союза композиторов России, исследователь музыки и сюжетного фонда якутского и эвенкийского эпосов, директор Музея музыки и фольклора народов РС(Я), Аиза Петровна Решетникова.
Вскоре эта группа единомышленников стала вести большую работу по возрождению обрядов и обычаев эвенкийского народа. Была создана фольклорно-этнографическая эвенкийская группа «Секалан» – «Радуга». С группой стала работать Лебедева Жанна Карувна–специалист по истории и этнографии тунгусо-маньчжурских народов, специалист Института языка, литературы и истории, кандидат исторических наук. Познавательные занятия по изучению языка, истории, фольклора, этнографии эвенкийского народа, музыкальной грамоты, сценического мастерства проводились в стенах музеев, библиотеки университета и в Национальной библиотеке Якутии. Под грамотным руководством специалистов науки группа «Секалан» буквально ворвалась на сцену Якутского государственного университета – выступления эвенков вызвали бурную, хотя и не самую однозначную реакцию в среде студенчества и общества — от восторженных оценок и уважения к творческому подходу до резкого неприятия. Но участники и руководители были людьми творческими, стойкими и безумно талантливыми – в их выступлениях было точное соответствие народным традициям и вместе с тем экспансия и даже эпатаж, способный потрясти самого разного зрителя. Старинные песни, танцы и обряды становились сферой знакомства и познания жизни северного народа, и таким образом, действительно выступление молодых людей постепенно становилось современным, социально значимым явлением. Вообще эвенкийское фольклорное движение с самого начала имело одну характерную особенность – саморазвитие в качестве авангардного процесса, который получал распространение среди других коренных малочисленных народов, проживающих в Якутии. С самого начала развитие ансамбля было поставлено на изучении накопленных учеными материалов и это оказался самый безошибочный подход к творчеству.
В группу вступали не только отдельно, но и семьями: Атласовы, Захаровы, Варламовы, Винокуровы. Дети с малых лет брали на себя определенную сценическую роль, а вместе с ней и ответственность перед обществом, что заслуживает большого уважения. Необходимость этнографического соответствия в костюмах и сценических атрибутах требовала больших финансовых затрат, и участники ансамбля смогли найти уникальное решение, отказавшись от необходимости становиться просителями – они стали «зарабатывать» на своем знании народных традиций. Группа «Секалан» и ее руководители выступали перед трудовыми коллективами Якутска, где можно было получить гонорар за свое выступление бартером: мех удалось приобрести на фабрике «Сардаана», ткань за выступление перед коллективами крупных предприятий. Вопрос покраски ткани и шитья костюмов был решен после фееричного выступления группы «Секалан» и ее руководителей в Театре оперы и балета. Эскизы костюмов для каждого участника нарисовала со старинных фотографий и рисунков молодой художник театра Лена Гоголева. Часть ее рисунков и эскизов были переданы для создания национальной одежды эвенкам Южной Якутии. Была создано большое полотно с рисунком небесной охоты великана Мани (космического лося из эвенкийского мифа). Группа активно выступала на мероприятиях университета, достойно представила эвенкийскую культуру в рамках первой презентации университета в промышленных районах Южной Якутии, а также на различных фестивалях и конкурсах. С группой сотрудничала Толбонова Надежда Семеновна, заведующий отделом народного творчества ЕНМЦ НТ и КПР Министерства культуры ЯАССР, с ее помощью студенты из группы «Секалан» принимали участие на фольклорных фестивалях и конкурсах, проводимых в Якутске. В 1987 году участников группы пригласили выступить в стенах Новосибирской консерватории – инициатором приглашения стал Юрий Ильич Шейкин – ныне доктор искусствоведения, профессор-исследователь, основатель кафедры искусствоведения АГИИК. Фольклорно-этнографическая эвенкийская группа «Секалан» показала убедительный пример того, как фольклор и этнография может откликаться на запросы современности, приобретать функциональность в новом времени и становиться импульсом общественного движения коренных малочисленных народов. Участники группы после окончания университета стали преподавателями школ и ВУЗов, врачами, инженерами, политиками, полицейскими, писателями, руководителем ЗАГС. Из них 1 стал доктором наук, 2 кандидатами наук, 1 социальный политик, 1 автор 20 учебников, 4 участников – руководители разного уровня, 3 работали в различных органах исполнительной власти. Все стали почетными и заслуженными работниками Республики Саха (Якутия) и России в своих отраслях.
Счастливая случайность и встреча талантливых руководителей дала нашим молодым студентам стимул в жизни и крепкую дружбу на всю жизнь. Все они считают, что участие в таком проекте в те сложные для общества годы стало ярким незабываемым моментом в жизни, жизненной удачей, стимулом в формировании гражданской позиции и ощущением удовлетворенности и радости за возможность познания традиций своих предков.
Сергеева Диана, член Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.