Слепцов Ю.А., Попов В.В. исследовали найденнное захоронение рыси и результаты своих изысканий описали в статье “Рысь в поверьях и обрядах якутов”.
“Один из древних пластов верования относится к обряду, который совершался якутами в отношении рыси (бэдэр, үүс). В 2007 г. в местности Хатынг Халла к северу от с. Черкех Таттинского улуса во время шурфовки было найдено захоронение рыси. Кости животного были целы, их анатомический порядок не нарушен. Рысь лежала на боку в скорченном положении, при этом спина, шея, голова повернуты на северо-восток, передняя и задние ноги подогнуты Якуты верили, что дикими животными и птицами распоряжаются духи – хозяева мест, тайги (леса) [Алексеев, 2008, 237]. Почтительное отношение к добытым зверям, ритуальное захоронение тушек были связаны с верой в возрождение зверей, генетически восходящей к общему пласту верований древних таежно-тундровых охотников Восточной Сибири [Гурвич, 1948, 77].
Захоронения рыси и других животных представлены в материалах случайных раскопок
Исследователь древней религии А.А. Попов в своем труде описал поверья и обряды, связанные с рысью: «Перед тем, как идти за рысью, охотниками исполнялись особые песни. Убитую рысь привозили привязанной сзади седла. Во дворе на шею животного надевали серебряное ожерелье (“кылдьыы”) и, завернув в женскую шубу, вносили в юрту через окно. У богатых в этот день устраивалась маленькая пирушка, для чего забивали мелкую скотину. Убитая рысь три дня лежала на правой скамейке, и в это время семья хозяина поселялась на левой половине юрты и старалась, по возможности, не шуметь и не ссориться. Через три дня шкура снималась, а труп помещался в закрытый ящичек, чтобы не тронули птицы и звери, и ставился на дерево. Эти обряды совершались с целью защитить охотника от возмездия (“сэттэх буолуо диэн”). Если случалось, что рысь попадала в ловушку, охотник, перед тем как взять зверя, притворно плакал, говоря: “Вот жаль-то, что благородный зверь темного леса погиб, забежав сюда” (“харыан, хара тыа маанылаах булта кэлэн өлбүтүөн”). В старину рысьи меха ценились очень дорого, и для пошива рысьей дохи собирали непорочных, “чистых” девушек. Когда распарывали старые рысьи меха, принимались за работу семь женщин. Они держали над мехами тарелку с кусочками мерзлого масла, разбавленного молоком или водой (“хайах”), и время от времени проглатывали по кусочку, делая вид, что плачут. Коготь рыси служил средством для приманки зайцев, и охотники носили его при натруске» [Попов, 1928, с.286].
Моя родственница поделилась однажды семейной легендой семьи мужа. Род проживал в Центральной Якутии, недалеко от Якутска.
Это произошло давно, еще до установления советской власти. На угодьях семьи пропал теленок. Стали искать, нашли в тайге, оказалось, что рысь съела. Первый раз простили. Через какое-то время опять рысь утащила теленка. Тогда стали искать саму рысь. Нашли. Оказалось, какая-то старая рысь обосновалась на этой территории и охотится на их телят. Стали думать, что делать. Решили провести обряд, чтобы она сама ушла, но он не помог. Снова утащила телёнка. Тогда решили ее убить. Когда убили, совершили именно эти описанные обряды и похоронили в гробике на ветвях дерева в дебрях тайги.
Проведение этих обрядов, их оргмомент и несколько дней времени их проведения, сооружение гроба и прочее настолько запомнилось людям, что они пересказывают до сих пор те далекие события. Ведь проведение обряда не только любопытно и хлопотно, но и сильно воздействует на чувства людей, на духовную сторону жизни, стимулируя ее.
Про рысь в традиционной культуре саха почти ничего кроме вышеописанного неизвестно, кроме того, что роскошные рысьи меха были желанны женщинами. Например, в русской традиционой культуре образ рыси прямо применим к образу женщины-матери.
Арысь-поле один из самых древних образов славянской мифологии. Рассказ о матери-рыси был более распространен среди древних славян, чем сказки про русалку.
“У старика была дочь красавица, жил он с ней тихо и мирно, пока не женился на другой бабе, а та баба была злая ведьма. Невзлюбила она падчерицу, пристала к старику: «Прогони ее из дому, чтоб я ее и в глаза не видала». Старик взял да и выдал свою дочку за хорошего человека; живет она с мужем да радуется и родила ему мальчика. А ведьма еще пуще злится, зависть ей покоя не дает; улучила она время, обратила свою падчерицу зверем Арысь-поле и выгнала в дремучий лес, а в падчерицыно платье нарядила свою родную дочь и подставила ее вместо настоящей жены. Так все хитро сделала, что ни муж, ни люди — никто обмана не видит. С того самого дня, как только ребенок проголодается, мамка несет его к лесу и запоет:
Арысь-поле! Дитя кричит,
Дитя кричит, пить-есть хочет.
Арысь-поле прибежит, сбросит свою шкурку под колоду, возьмет мальчика, накормит; после наденет опять шкурку и уйдет в лес. «Куда это мамка с ребенком ходит?» — думает отец. Стал за нею присматривать; увидал, как Арысь-поле прибежала, сбросила с себя шкурку и стала кормить малютку. Он подкрался из-за кустов, схватил шкурку и спалил ее. «Ах, что-то дымом пахнет; никак моя шкурка горит!» — говорит Арысь-поле. «Нет, — отвечает мамка, — это, верно, дровосеки лес подожгли». Шкурка сгорела, Арысь-поле приняла прежний вид и рассказала все своему мужу. Тотчас собрались люди, схватили ведьму и сожгли ее вместе с дочерью”.
Если вы знаете что-то кроме вышеописанного про отношение к рыси наших предков, поделитесь, пожалуйста!
Слепцов Ю.А., Попов В.В. Рысь в поверьях и обрядах якутов // Культура и цивилизация. 2021. Том 11. № 1А. С. 12-16. DOI: 10.34670/AR.2020.45.59.002
Русская народная сказка «Арысь-поле».