Видеоэкспонаты
  • Решаем вместе
    Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

  • Рубрика  #Профессиональное_музыкальное_искусство_Якутии
    31 мая 2020
    Дорогие друзья, сегодня рубрику #Профессиональное_музыкальное_искусство_Якутии начнем со знакомства с первым профессиональным композитором Якутии Марком Николаевичем Жирковым.
    Родился 8 апреля 1892 г. в г. Вилюйске. Окончил Вилюйское высшее начальное училище (1910), Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (1936). Известный композитор, фольклорист, музыковед, крупный общественный деятель.
    С 1910 по 1917 гг. работал учителем пения в Вилюйске. После 1917 г. занимал разные посты и должности в советско-хозяйственных органах. С 1936 г. — заведующий музыкальной частью Якутского национального театра. В 1940—1942 гг. — художественный руководитель музыкально-вокального коллектива, в 1942—-1947 гг. — Музыкально-драматического театра. С 1947 г. руководил сектором искусствоведения Института языка, литературы и истории Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР.
    Организатор при Якутском драматическом театре государственного национального хора, который стал кузницей первых якутских профессиональных певцов. Автор многих сольных и хоровых песен, музыки к драматическим спектаклям.
    Вместе с московским композитором Г.И. Литинским им создана музыка первого якутского балета «Полевой цветок», первой якутской оперы «Дьулууруйар Ньургун Боотур», оперы «Сыгый Кырынаастыыр», балета «Красный платочек».
    Автор монографии об якутском национальном оркестре. Избирался депутатом Верховного Совета ЯАССР.
    Награжден орденом «Знак Почета», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЯАССР.

    Горячее желание Жиркова посвятить творческую деятельность становлению л развитию якутской профессиональной музыки необходимо рассматривать как проявление общей тенденции культурного развития народа, выражавшейся в тяготении к высокому профессиональному искусству европейской традиции. Жирков трудится неустанно всю жизнь, но особенно плодотворно в области искусства — последнее пятнадцатилетие (1936-1951 гг.), которое складывается в панораму ярких событий, поисков, находок и разочарований. Его жизнь была полна не только побед, но и горьких минут творческого бессилия, несправедливых упреков коллег и руководства, переосмысления своих твоих творческих устремлений и ориентиров, тяжелых раздумий. Сама его деятельность не всегда получала должную оценку, а искания оценивались неадекватно.
    Несомненно, поздний приход к профессиональной музыкальной деятельности, упущенное время для полноценного образования ограничили перспективы его роста как композитора, Жирков понимал это и, попробовав себя в инструментальных жанрах, сосредоточил усилия в области сольной и хоровой песни и музыкально-сценических жанров, прибегнув при этом к соавторству с Г.И. Литинским. Заметно особое отношение Жиркова к хоровому искусству. Это подчёркивается тем, что свою организационную исполнительскую и композиторскую деятельность он начинает в качестве художественного руководителя якутского национального хора (с 9 декабря 1936 г.).
    Создав первоначально небольшой коллектив, Жирков совершенствует его, доводит численный состав до 29 человек (9 сопрано. 7 альтов, 4 тенора, 9 басов). Хорошая ориентация в вопросах хороведения, аранжировки, владение вокальной технологией, знание достоинств якутских традиций вокализирования и в целом народной, песни позволили, создать интересные хоровые обработки и другие хоровые сочинения, способствовали в последующем многочисленных развёрнутых хоровых сцен в операх «Ньургун Боотур» и «Сыгый Кырынаастыыр», написанных в содружестве с Г.И. Литинским.
    Деятельность созданного Жирковым хора предусматривала первоначально подготовку певцов из артистов якутской драматической труппы, они, в сущности, и составили основу коллектива, а вся работа строилась с учётом постановок спектаклей.
    В числе первых хористов были Д.Ходулов, В.Саввин, П.Решетников, В.Петров — в будущем широко известные якутские драматические артисты.
    Оценивая деятельность М.Н. Жиркова в области формирования хоровой и сольной вокальной культуры Якутии, музыкального образования необходимо, во-первых, отметить его огромный вклад в оперно-хоровое творчество, в котором, подобно гениальному М.И.Глинке, хоровыми средствами ярко обрисован образ народа. Во-вторых, огромную роль в деле подготовки первых якутских вокалистов, способных поднять национальное искусство до масштаба мирового уровня. В-третьих, неоспоримое первенство в вопросах прогнозирования и самого непосредственного участия в организации и становлении музыкального образования и разных форм коллективного музицирования. В-четвёртых, именно ему Якутия обязана появлением в последующем других жанров музыкального искусства, таких как оратория и кантата, камерно-инструментальные, симфонические жанры, развития и совершенствования форм хореографического искусства.
    Благодарные потомки не забыли титанической работы М.Н. Жиркова. Его произведения, ставшие этапными в якутской музыке, звучат в народных массах, актуальны и любимы сегодня, являются эталоном для творчества якутских композиторов. В ознаменование его заслуг, увековечения памяти о нём имя Марка Николаевича Жиркова присвоено Якутскому музыкальному училищу, центральному звену по подготовке музыкальных кадров в республике, последнему детищу видного музыкально-общественного деятеля, созданию которого он тратил свои силы в течение долгих лет.
    Отрывок взят из статьи «Роль М.Н. Жиркова в формировании музыкального образования в Якутии» В.Г. Никулина из книги «Марк Николаевич Жирков. К 100-летию со дня рождения».
    К 125-летию первого якутского композитора, заслуженного деятеля искусств РСФСР музыкального, общественного деятеля, фольклориста М.Н.Жиркова наш музей выпустил видеоэкспонат «Основоположник профессионального искусства Якутии»: https://www.youtube.com/watch?v=qal70OxpT4s&t=28s
     
     


    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc