Видеоэкспонаты
  • Решаем вместе
    Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

  • Рубрика «Русские старожилы Арктики»
    30 июня 2021

    Дорогие друзья, сегодня под рубрикой «Русские старожилы Арктики» продолжаем публиковать краеведческие очерки о походчанах известного публициста Алексея Чикачева, которого многие называли «Сыном тундры». Родившийся в Русском Устье и многие годы проработавший в Черском, он как никто другой знал изнутри жизнь русских старожилов Арктики в селах Русское Устье и Походск.
    (опубликованы 1 ч. – 13.03.21, 2 ч. – 27.03.21 и 3 ч. — 26.04.21)
    4 часть
    Посетивший эти места в 1929 году известный писатель Николай Вагнер в своей книге «Человек бежит по снегу» посвятил походчанам следующие строки: «Особое место — темный и веселый Походск. Особый уклад, особая явь его, все особое. От служилых людей хранит Походск крепкий обычай, голосовой, напевный говорок, старинную речь, хлебосольство, безобидный разгул веселья, суеверья, иконопись лица, доверчивость, ленивость в движении. Нигде на реке нет столько преданий и примет, такой заунывной песни. Хоть песни те же. что и в Нижнеколымске. Нигде не пляшут столько «Подгорной», нигде нет таких самодельных балалаек из две струны, нигде нет таких «скрипок», что упирают в живот проворные походские пальцы, нигде не закручивают так быстро смычок издревно в Рассоху… Протай. Походск! Прощай деревянная изба, стол с корявой клеенкой! Прощайте, парни и девушки, «скрипки», песни и говорок! Прощай веселая поднебесная Походия. Закуржавелая, цветастая жизнь! До повидания, до повидания!».
    В наши дни походчане, естественно, утратили особенности своего говора и перешли на общелитературный. Утратился и богатый русский фольклор.
    Старинное русское село Походск дважды испытало судьбу так называемой «неперспективной деревни». Старожил И. Й. Березкин в свое время рассказывал: «В начале войны вдруг, брат, пришла команда из района перенести Походск на правый берег Каменной Колымы. Можно сказать на гиблое место. Хороших угодий там не было — рыба не ловилась, неводить шторма не давали, да и песец обходил наши пасти стороной. Года три или четыре мучились. Потом люди мало-помалу стали на Походскую Виску возвращаться. А за нами и руководство колхоза домой воротилося. Нас-то, брат, заставлял оленей завести. А мы отказались. Не знаем с какого боку к оленю подойти».
    В начале 70-х годов Походск вновь объявили «неперспективным». Закрыли школу, хотели даже ликвидировать сельский Совет, а всех жителей перевести в райцентр. Со второй половины 70-х годов началось постепенное возрождение древнего села — построили котельную, электростанцию, баню, пекарню, детский сад, несколько четырехквартирных домов. Появилась начальная школа. Походск ныне — современный поселок, где дома с центральным отоплением. Люди давно уже не «колупают» дрова и не топят железные печки. Недавно начальная школа преобразована в восьмилетнюю. Много лет в квартирах северян горят голубые экраны телевизоров. Но сложная социально-экономическая обстановка в стране сказалась на жизни и этого далекого села. Материальное положение людей, к сожалению, ухудшилось.
    К слову, походчане не только рыбаки и охотники. Многие из них, получив специальное образование, работают в различных отраслях народного хозяйства в городах и весях России. И все они любят, по сыновьи, свою суровую, но родную «Колымскую землицу»— у самого студеного моря.
    На этом заканчиваем публикацию очерка А.Г. Чикачева о русских старожилах – походчанах – жителях п. Походск Нижнеколымского района РС (Я). Приглашаем гостей ознакомиться с материалами фондов Музея музыки и фольклора народов Якутии, рассказывающем о самобытной и уникальной культуре русских старожилов Арктики в с. Русское Устье Аллаиховского района и с. Походск Нижнеколымского района.



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc