Видеоэкспонаты
  • Решаем вместе
    Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

  • Рубрика #русскиестарожилыарктики 
    16 декабря 2020

    В этом году исполнилось бы 90 лет со дня рождения известного публициста, писателя-краеведа, этнографа, автора многочисленных статей и книг, посвящённых освоению Арктики Алексея Чикачева, или Человека тундры, как его уважительно называли. Родившийся в Русском Устье и много лет, проработавший советским партийным работником в Нижнеколымском районе с походчанами как никто другой знал жизнь изнутри русских старожилов Арктики в селах Русское Устье и Походск. По инициативе А. Г. Чикачева и А. В. Кривошапкина, при личной поддержке президента Якутии В. А. Штырова в апреле 2004 года был принят закон Республики Саха (Якутия) «О распространении положений Федерального Закона № 82 от 30.04.1999 года „О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации“ на русских арктических старожилов походчан и русскоустьинцев»[17]. Русские старожилы были включены в категорию малочисленного коренного населения Якутии в силу того, что они наряду с отличительными социальными характеристиками, культурным обликом, характерных для коренного населения сохраняют традиционную систему жизнеобеспечения, прежде всего, такие специфические формы хозяйственной деятельности как охота, собирательство и др.При Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) существует секция русских арктических старожилов села Походское Нижнеколымского района и села Русское Устье Аллаиховского района. Первым, кто возглавил общественную организацию, был Чикачев Алексей Гаврилович.
    Вашему внимакнию статья А.Г. Чикачева «ПОХОДЧАНЕ И РУССКОУСТЬИНЦЫ»
    Русские арктические старожилы Якутии проживают в Аллаиховском и Нижнеколымском районах. Общая численность их около тысячи человек. Основное занятие населения — рыболовство и песцовый промысел, состоят в двух общинах (Родовая община Русское Устье и с-з Походский).
    Надо подчеркнуть, что за последние два-три года материальное положение этой группы северян несколько улучшилось. Причина — концерн «Якутия» организованно начал скупать у них рыбу. В среднем по 100-150 тонн в год от каждой общины.
    Но нерешенных вопросов много. В недалеком прошлом доля дохода от реализации шкурок белого песца было около 40%. Ныне добыча песца фактически прекратилась. Сейчас по арктическому побережью не встретите ни одного кадрового охотника. Вся система промыслового хозяйства (пасти, охотизбушки, ледники и. т.п.) разрушена.
    Встает вопрос, что делать?
    — Установить обоснованные цены на промысловую пушнину, дотируемую за счет государства.
    — Надо добиться приобретения технологического оборудования для углубленной переработки, крашения и т.п. пушно-мехового сырья, чтобы можно было наладить выпуск шуб, пуховиков, одеял, шерстяной пряжи и многое другое.
    — Надо искать рынок сбыта за пределами Якутии и России.
    Следует иметь в виду, что традиционные отрасли северного хозяйства: оленеводство, рыболовство и охотничий промысел — каждое отдельно взятое не всегда обеспечивают стабильность доходов для безбедного существования. Они предполагают необходимость только комплексного развития. Следует уяснить, что коренной северянин издревле одновременно и рыбак, и охотник.
    Все это предполагает создание единого государственного хозяйственно-экономического органа по комплексному развитию традиционных отраслей хозяйства народов Севера.
    Недавно принят Указ Президента РС(Я) М.Е. Николаева о поддержке казачества. Хорошее дело. Было бы не плохо издать Указ «О мерах по дальнейшему развитию экономики и культуры русских арктических старожилов Якутии». Думаю, что за 400 лет жизни в Арктике они заслужили это. Для сведения сообщаю, что специальные решения касающиеся этой этнической популяции никогда не принимались — не при царской власти, не при советской.
    Кстати, еще в середине XIX века мои земляки — русскоустьинцы обращались Генерал-губернатору Восточной Сибири через прессу, где отказывались от мещанского сословия и просили приравнять их к инородцам. Это был беспрецедентный случай в мировой истории.

     
    В этой связи хотелось бы добавить следующее: наша Якутия — многонациональная республика. Считаю, что давно назрела необходимость подготовить и издать «Этнографический атлас Якутии», где должно найти отражение не только размещение наших этносов, но и различные элементы их материальной и духовной культуры. А то ведь не секрет, что многие наши журналисты и государственные чиновники до сих пор не отличают эвена от эвенка, чукчу от юкагира. Более того, из лексикона гос. деятелей России и Якутии навсегда исчезли слова: эвен, чукча…

    Очень желательно, создать при Президенте или при Правительстве еще один совещательный орган — Совет по делам аборигенов.
    Надо наладить выпуск популярной литературы в серии «Замечательные люди Севера». В 1993 году я выпустил первую книжку из этой серии «Сын Тундры» — о замечательном сыне Чукотского народа Таврате. За тем это дело прекратилось. Наша секция за счет средств общин выпустила две моих книжки: «Походок. Старинное русское село на Калыме» и «Индигирский следопыт» — о замечательном русскоустьинском охотнике К. Киселеве. На днях в Москве по нашей инициативе выходит ретроспективный сборник произведении известного в прошлом полит. ссыльного В.М. Зензинова под общим названием «Старинные люди у холодного океана». Мы очень признательны Генеральному директору ОАО «Якутгазпром» т. Корневу И.А., который в рамках республиканского движения «К 2000 году — 2000 добрых дел» любезно согласился быть спонсором по изданию данной книги.

    А.Г. Чикачев,
    Ассоциация русских старожилов РС (Я)
    В фондах Музея музыки и фольклора народов Якутии хранятся записи со знаменитыми русскоустьинскими байками в исполнении Алексея Гавриловича Чикачева.


    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc