Рубрика #самодеятельное_музыкальное_искусство_якутии
С учреждением Якутского Викариатства, а в последствии и самостоятельной якутской духовной епархии, открывается ряд церковно-приходских школ, учителями в которых были члены причта, писари или заезжие люди. В 1873 г. эти школы, функционировавшие в течение предыдущих двадцати лет, стали закрываться и почти прекратили свое существование к 1881 г. Но к 1885 г. их количество вновь стало возрастать. Это было вызвано увеличением числа верующих, прогрессирующей ролью христианства, новыми задачи в области культуры, желанием каждого прихода иметь свою школу. С увеличением сети духовных школ, продолжаются и развитие хоровой культуры. С этой целью во всех окружных городах, крупных соборах Якутии с 1888 г. были сделаны небольшие хоровые коллективы с привлечением в них любителей пения, учащихся духовных школ. Церковному пению, как обязательному и важному элементу служб уделяется первостепенное значение.
Большую роль в этом вопросе сыграли якутские Архиепископы Д. Хитров, Дионисий, Иаков, Никанор и др. Продолжала свою деятельность и развитие хорового исполнительства, возвращенная в Якутскую епархию в 1884 г. духовная семинария. Первоначально она была переведена в Якутск в 1859 г. В ней и.о. ректора в 1860 г. был образован первый певческий коллектив — хор семинаристов из числа 35 обучавшихся студентов, принимавший активное участие в церковных службах. Деятельность этого хора быстро выходит за рамки учебного. С 1884 г. возрастает общеобразовательная и просветительская роль семинария. Ее выпускники служат учителями пения, поют в различных хоровых коллективах и руководят ими, практически возглавляют всю хоровую работу в духовных учреждениях епархии. Учебные планы включают большой материал в области изучения музыкальных дисциплин. На основе этого отводилось 5 часов пения в неделю, составлявшее большую половину всего учебного времени. А вечернее время отводилось для совершенствования полученных знаний.