Долгими зимними вечерами моя бабушка Ирина Михайловна Максимова рассказывала мне многие удивительные истории о чудесном. Мистические случаи про явления духов и духовных сил. Половина из них произошла с ней.
Ирина Михайловна (24.05.1919 – 11.07.1991) росла в культурной среде, которую можно определить как действительно традиционную и национальную со старым укладом жизни, пропитанную живым исполнением эпоса. Тогда у народа еще были последние великие шаманы. Она пережила с народом все периоды становления Советской власти, созидание новой Якутии, переселение репрессированных родов и персон на Крайний Север, расстрелы врагов народа и многое другое. Работая в Якутском музыкально-драматическом театре, она глубоко впитала в себя традиционную якутскую культуру, ежедневно изучая и постигая ее под руководством и соратничеством всех выдающихся ее деятелей.
Все страшные истории, рассказанные ею в этом сборнике, это, с одной стороны, форма воспоминаний Ирины Михайловны о своей молодости, с другой, часть нового, советского фольклора Якутии. В этих историях седая архаика, эволюционируя, отражает реалии уже новой жизни.
Как часть фольклора жанр «страшные истории» тесно связан со временем своего возникновения и бытования. Поэтому рассматривать его следует в историческом контексте. В нашем сборнике мы остановились на образцах, показывающих мироощущение якутянина переломной эпохи времен гражданской войны и первых лет становления советской власти в Якутии.
Все наши образцы отражают народное самосознание и картину мира, какими они бытовали в 1920-1930-х гг.: когда красные партизаны бились с белобандитами, затем атеисты боролись с шаманством, сжигая бубны и костюмы, с религией, громя церкви, работали избы-читальни Ликбеза, шло отделение хлева от дома, организовывались коллективные и совместные хозяйства, сознательные активисты вступали в ряды ВКП(б), и выступали с пламенными речами агитаторы под красными знаменами; и в период после Великой Победы, когда всеобщее народное воодушевление стало основой прогрессивного развития республики и страны.
В старину, до революции якутские страшные истории повествовали о явлениях духов могучих древних шаманов, родоначальников, воинов и других великих людей. Но после становления новой власти героями жанра стали простые люди, атеисты, воины и труженики.