Сокрытое сокровище
Наступила зима. Учебный год в школе шел свои ходом, но впечатления летнего похода были еще ярки в памяти ребят отряда «Красный следопыт». Свежий стенд красовался над витриной с предметами старого быта. Фотографии подтверждали находки и их открывателей.
Но ребята кружка «Красный следопыт» не говорили всей правды о своих находках. Учитель Иван Трофимович строго настрого запретил им рассказывать все так, как было на самом деле: «Нам запретят ходить в походы, всех объявят сумасшедшими и исключат из комсомола. Вам это надо?» Этого ребятам было не надо, и они честно молчали. Тема призрака в зеркале стала их общим секретом. Когда они собирались своим тесным кружком, то, закрыв дверь, предавались воспоминаниям.
-Иван Трофимович, а летом что мы будем делать? Куда и за чем мы пойдем в поход? – постоянно спрашивали они учителя. Но он ничего не мог придумать «красного» и «героического». Места боевых действий гражданской войны происходили далеко от их краев, а транспорта у школы не было. Конечно, можно было бы договориться за зиму, и поехать летом в далекое место героической обороны, местность Сасыл-Сысыы, но «вкуснее» были события, происходившие прямо неподалеку от места, где родились и жили эти ребята. Он расспрашивал всех, кто мог что-то знать из истории этого края, но дальше бытовых подробностей недавнего прошлого люди не рассказывали. Ну что за толк идти туда, где впервые увидели аэроплан?
-А хотите, я вам расскажу, что рассказывала моя тетя? – предложил Коля на одном из собраний кружка.
-А про что? — заинтересовались ребята.
-И где это происходило? – спросил Иван Трофимович.
-Я так понял, что это происходило в разных местах, где она жила. Она часто переезжала, — ответил Коля. – Но истории ее очень веселые и смешные.
-Не томи, ну, давай, про что? – тормошили его ребята.
-Про клад, — наконец раскололся Коля, заговорщицки оглядываясь.
* * *
Однажды люди пошли на охоту. Они пришли к своим родственникам и сказали: «Пусть ваш мальчик пойдет с нами. Пусть приучается к охоте». Мать отпустила своего сына с дядьками. Компания охотников пошла в лес. Весь день они охотились, а вечером решили ночевать в заброшенном старом доме-балагане. Они и раньше в нем ночевали. Вот настал поздний вечер. Они натопили камелек, сварили ужин, вскипятили чай. Потом они валялись на нарах, а мальчик копался в земляном полу балагана в свете камелька.
Он играл в земле, ковырялся в ней палочкой. И вдруг из-под утрамбованной земли появилась тряпочка. Мальчик стал ковырять эту тряпочку и, наконец, показался какой-то сверток. Дядька увидел и сказал: «Фу, какая гадость! Это же грязь!» «Да не прямо грязь, — сказал другой дядя. – Это наверно пупок!» Он имел ввиду старинный обычай закапывать послед новорожденного младенца перед камельком. Мальчик вздрогнул, но сверток был явно больше и тяжелее, чем могла бы быть «грязь». Дяди брезгливо смотрели на него с нар. Мальчик стал палочкой разворачивать грязную тряпку. В ней что-то позвякивало.
Мальчик брезгливо палочкой развернул тряпицу, и искры огня блеснули на серебряных монетах. «Клад!» — вскричали все и бросились рассматривать. Там были серебряные серьги и кольца-печатки старинной работы, монеты царского времени с профилем императора, крестики. Вещиц было не много, видимо, небогатая семья закопала их в смутное время. И компания стала делить клад. Мальчику досталось мужское кольцо-печатка.
Когда охотники вернулись домой, мальчик сразу же с радостными криками отдал кольцо матери.
-Откуда ты его взял? – удивилась она.
-Я клад нашел! – гордо стал рассказывать мальчик про то, как он копался, как нашел, как делили.
-И что, только одна печатка?! Эти мерзкие дядьки забрали себе все! Ну, я им сейчас покажу! – вскричала мать и выбежала разбираться с дядьками. Те жили по соседству.
И подняла она крик на всю деревню. Люди стали выбегать и спрашивать, что случилось. А дядьки ее в дом не пускают, говорят, что она с ума сошла, вдруг про какой-то клад говорить стала.
-Люди, правду я говорю! Вот перстень, видите! – вскричала мать и предъявила обществу старинное кольцо.
-О, это старинное кольцо! Они и вправду клад нашли! – поверили люди и вызвали милицию.
Милиционеры пришли, все выспросили у мальчика, потом сделали обыск у дядек и отобрали весь клад. Вот так. И кольцо у матери милиция забрала. И клад тот никому не достался, и денег никому не дали. А за то, что скрыли клад, их даже в тюрьму посадить хотели. А если клад кто найдет и отдаст государству, то ему причитается процент со стоимости.
-Вот умора! – смеялись дети.
-Наверно, если бы мать тихо поговорила, ей бы часть отдали, и хоть что-то осталось бы? – предположила Лена.
-А зачем сейчас старинные монеты? Кому нужны кольца? – удивлялись ходу ее мысли ребята.
-А я еще про клады знаю, — сказал Иван Трофимович.
-Расскажите! Расскажите! – кричали дети. – А может, мы, вообще, летом пойдем клад искать?
-Э, нет, ребята. Вот только не это, ладно! – испугался учитель. – А рассказать расскажу.
* * *
Когда наступила советская власть, то богачи все стремительно убегали за границу, боясь народного гнева и возмездия. В основном они бежали в императорскую Японию. Это было очень бедное государство, но близкое от нас, всего лишь через море. Но с собой ведь человек не может взять много тяжелых вещей. А золото в монетах очень тяжелое, особенно если взять все золото богатеев. А тот богач, про которого я расскажу, вообще был миллионером. Все его золото и поднять бы никто не смог.
И вот, когда он решил уехать, то решил все свое золото надежно спрятать. Никому ничего не сказав, он нанял человек десять приезжих наемных рабочих. Их никто не знал в той местности. Они погрузили ночью золото на телеги, запряженные лошадьми, и уехали в лес. Люди видели, что вечером рабочие что-то грузили, но куда они уехали, никто не видел. И богач тоже с ними поехал. Это было известно, потому что утром люди видели его одного, возвращавшегося пешком по дороге из лесу. Рабочих же никто никогда больше не видел. И после этого тот богач сбежал. Когда в его доме обыск делали, то ни золота, ни денег не нашли.
Прошло много лет. И однажды, в тяжелое время люди вспомнили про те слухи и догадались, что тот богач золото свое в лесу зарыл, а рабочих тех убил, чтоб тайну не выдали или чтоб сами золото не взяли. Или просто платить им не захотел. Стали люди то золото искать. Всю тайгу в окрестностях перерыли, везде искали, под каждое дерево и в каждую ямку заглянули, но так ничего и не нашли. Тот клад до сих пор где-то в тайге лежит.
-Ага, и десять трупов поверх сундуков, – подвел итог Сеня. – Как в «Острове сокровищ».
-«Шестнадцать человек на сундук мертвеца…» — пропели ребята, не сговариваясь, хором.
-А почему бы нам летом не попробовать тот клад найти? – удивились дети. – Мы же всегда что-то находим.
-Э, нет! – обеспокоенно быстро ответил учитель. – Ведь тот клад до сих пор ищут.
-И что? Мы тоже поищем! – отряд «Красный следопыт» рвался к приключениям.
-Просто само же золото то награблено у рабочих, у крестьян, а клад этот ищут преступники, беглые каторжники, зэки. Все они убийцы.
-А почему их милиция не поймает? – спросил Вася.
-Да как их поймаешь? Тайга большая, – вздохнул учитель. – В тех краях, где искали тот клад зарытый, часто человеческие трупы находят с огнестрельными ранами. Так что никаких кладов! – решительно подвел он итог. – Самим свое счастье заработать надо.
-А клад — это счастье? – спросил Никита.
* * *
Но не каждый найденный клад приносит счастье.
В старину люди жили по аласам. Когда наступило советское время, все переехали в деревни, в колхозы, бросив свои дома-балаганы. Балаганы оставались пустыми, но хозяева наведывались в них летом, когда шли за ягодами или на сенокос.
Вот одна семья вернулась в свой балаган в сенокосную пору. Их балаган стоял неподалеку от места деревенских маевок. И летом в месте маевок проводились танцы, на которые ходили все окрестные сенокосщики. В этой семье были две старшие дочери, которые мечтали сходить на танцы. Поэтому они взяли с собой на сенокос красивую одежду и украшения.
Взрослые пошли косить сено, а дома остались дети. Дети стали играть и примерять одежду старших дочерей, трогать их вещи. Когда взрослые пришли вечером домой, то дочери стали сильно ругаться. Их одежда была разбросана, шкатулочки с украшениями открыты, а содержимого в них не было.
-А-а! Где мои цепочки? – кричала одна старшая сестра.
-О-о! Где мои серьги? – кричала другая. Обе сестры стали ругать младших, но дети отвечали, что только что положили эти серьги и бусы «вот сюда». Но на том месте украшений не было. Старшие сестры стали искать свои украшения по всему дому.
-Как жалко! Надо обязательно найти! – страдая, плакали они.
На то были причины. Во-первых, это были серебряные ювелирные изделия. Во-вторых, танцы должны быть именно сегодня вечером. Они перерыли весь дом, обыскали все уголки, но так ничего и не нашли. Они искали на дворе, но и там тоже ничего не нашли. Так и пошли на танцы без украшений. Мать тоже поругала младших детей, видя страдания старших.
Вот кончился сенокос, и все вернулись в деревню. Девушки были возрастом на выданье и ходили на все вечеринки и танцы. Они страдали без своих украшений. Мать тоже сокрушалась, но пыталась их утешить. Они ее не желали слушать. К весне их терпение лопнуло.
-Пойдем, сестра, в балаган. Лопаты возьмем. Всю землю пола перероем, но украшения наши найдем! – сказала старшая дочка.
-Да, пошли, — согласилась вторая.
-Не ходите, дочки, не ищите! – увещевала их мать. – Грех это, искать пропажу через время! Грех!
-Ничего не знаем. Никакого греха нет. У всех девушек украшения есть, только у нас нет. Мы как голые. Никак нельзя нам без украшений.
-Ой, грех, грех! Беда будет! – сокрушалась мать, но девушки взяли лопаты и пошли.
Они пришли в свой старый балаган и стали копать земляной пол. В полу они нашли всякие вещи: ложки, пуговицы, серьги старинные, — видимо, которые мать или бабушка когда-то потеряли, — гвозди, вещицы всякие, осколки. Они нашли и свои украшения. Счастливые они вернулись домой, и стали показывать свои находки.
-Ой, не к добру это! Беда будет, – испугалась мать.
-Какая глупость верить в грех, — фыркали девушки.
Но на следующий же день у них умерла единственная корова. А на следующий день умер теленок. На другой день обвалилась труба печки на крыше. Потом череда несчастий продолжилась.
-Вот, видите, грех какой, — плача говорила мать. Сестры видели, что несчастья вправду шли одно за другим, но не желали связывать их со своими находками в летнем доме:
-Почему грех? Может, это просто совпадения?
-Нет. Мне с детства говорили, что искать пропажу, особенно мелкие дорогие вещи, украшения, спустя время после их пропажи – большой грех. Пол земляной балагана копать – великий грех. От этого дух дома сердится и несчастья насылает. Так и умереть недолго. Дух дома берет себе то, что ему понравилось в залог счастья семьи. А если у него это отобрать, что он рассердится и проклянет.
Страшно стало сестрам. Они видели, что все это на правду похоже – слишком много совпадений. Что делать, они не знали. Тогда пошли они к старой женщине и спросили ее, как в деле помочь можно, как им от греха избавиться.
-Отнесите все обратно. Обратно закопайте в тех местах, где взяли, — сказала она. – Принесите жертву огню по-якутски. Просите, умоляйте. Может, поможет.
Сестры собрались и сделали все так, как им женщина сказала. Помогло ли?
Говорят, очень плохо неожиданно найти на видном месте свою собственную давнишнюю пропажу. Особенно серебро и золото. К смерти это, к смертельной опасности. Когда потеряешь, значит, к добру. Дух-хранитель берет золото и серебро как откуп за будущие неприятности. Но если дух возвращает золото и серебро, то значит, что он сам уже ничего не может сделать против твоей судьбы, и честно отдает залог. Но если тут же своей кровью омоешь находку, то можно смягчить опасность.