Видеоэкспонаты
  • Решаем вместе
    Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

  • Рубрика #Страшные_истории
    27 сентября 2021
     
     
     
    Героика культурных преобразований в театральном искусстве Якутии 1945-1980-х годов нашла место в специфической тематике народной памяти.  Жанр «страшные истории», претерпевая трансформацию, продолжает свое развитие, отражая шаманистическую канву сознания и менталитета якутян, где имеет место непреложное утверждение, что нельзя простому человеку не только петь на природе, но особенно неприемлемо примерять на себя образ шамана, потому что это влечет  различные последствия: проявления необъяснимых явлений, которые могут изменять психику артиста-медиума. 
    Владимир Иванович Мохначевский, «дедушка» якутской эстрады вспоминал о великом артисте Лазаре Лазаревиче Сергучеве следующую реальную историю
    ***
    Это случилось в конце 1960-х – начале 70-х годов во время гастролей. Сборная  концертная бригада, где были и ВИА «Чорон», где выступал Мохначевский В.И., и другие артисты и был среди них Л.Л.Сергучев. Он выступал с другими концертными номерами и пением тойука. И однажды случилось следующее. Об этом Л.Л.Сергучев сам рассказал концертной бригаде после своего вступления.
    Летом, в конце гастрольного сезона, они выступали в одном сельском клубе. В.И. Мохначевский вспоминал, что тот клуб был деревянным сооружением, и отапливался в зимнее время четырьмя печками, расположенными по углам зрительного зала. 
    Лазарь Лазаревич был знаменитым исполнителем роли шамана в пьесе «Красный шаман» П.А.Ойунского. И на том концерте он тоже исполнял на сцене в своем номере фрагмент камлания шамана. Когда он самозабвенно играл на сцене роль, то случайно, как бы в состоянии актерской медитации нашел «ключ» в шаманский образ, и вместе с тем и в шаманский мир. Он начал в ярости прыгать и бить в бубен, камлая. В этот момент он слышал чьи-то распевающие голоса, и неосознанно повторял их в пляске. Через него кто-то говорил, нечто вселилось в него. Слова его песни не были привычными для гастрольной бригады, которая уже много раз наблюдала его выступление из-за кулис. Это были, как вспоминает В.И.Мохначевский, совершенно другие и странные слова. 
    И вдруг Лазарь Сергучев понял это и испугался, что не выйдет из этого состояния: вошел, потому что случайно ключ нашел, а как выйти — ключа не знает. И скакал он в шаманской пляске, и узрел так двенадцать небес. А как потом он очутился «на этом свете», на земле, на сцене – он сам не понял. За кулисами, придя в себя, и заметив странные взгляды музыкантов, он рассказал о произошедшем. Но это еще не все.
    После концерта зрители стали подходить к артистам концертной бригады. Они  благодарили за концерт и рассказали, что во время выступления Л.Л.Сергучева через приоткрытую в летнюю жару заднюю дверь зрительного зала вошел вихрь-холорук. Он прошел через зал по проходу между скамьями и вышел через дверь, что была около сцены. На самого артиста это произвело неизгладимое впечатление. В.И. Мохначевский сказал, что после этого тот поклялся коллегам, что откажется играть роль Красного шамана.
    «Красный шаман» — знаковая пьеса Якутского театра: в ней главный герой выступает за активное созидание светлого будущего для трудового народа; в ней «мирятся» и взаимопроникаются прошлое и настоящее. Ее автор Платон Алексеевич Ойунский (1893-1939) – основоположник якутской литературы, пламенный революционер, коммунист.
     
    Справка:

    Лазарь Лазаревич Сергучев (1928-1993) великий артист драмы. Среди многочисленных им созданных образов зрителям он также запомнился в роли Нюргуна Боотура, а также  Красного шамана в драме «Красный шаман» П.Ойунского.
    Засл.арт. ЯАССР (1965), медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», Почетная грамота Президиума Верховного Совета ЯАССР.»
     
    Подготовила Алина Владимировна Решетникова-Осаковская


    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc