Исследователь юкагирского фольклора Людмила Николаевна Жукова, исследуя юкагирские сказки, обнаружила очень интересные детали, выраженные в статье «Юкагиро-славянские фольклорные параллели ( К проблеме интерпретации сказочных текстов)».
Образ Кощея в исследованиях русских сказок остается во многом неясным из-за полной утраты языческих мифологии и сопутствующих представлений, большой архаичности и уже большой переосмысленности образа. Наш исследователь рассматривает образ Кощея Бессмертного в параллели до сих пор живых юкагирских мировоззренческих структур. Особенно замечательна параллель смерти Кощея: она находится на конце иглы. Иван «взял то яйцо, разбил, достал иглу и отломило кончик: сколько ни бился Кощей, сколько ни метался во все стороны, а пришлось ему помереть!» Разламывание яйца и ломание иглы – самые важные моменты повествования сказки.
И этот, ставший каноническим сюжет, находит свою параллель в фольклоре юкагиров Верхней Колымы. «Древних людей рассказ»: «Тень человека, став соломинкой, с нижней земли на среднюю землю вышла, поднялась. Мышь ее съела. В животе носила, когда она по реке плыла, ее ленок проглотил. Ленок ее проглотил и поплыл с живой мышью в животе. В животе мыши лежала соломина. Потом скопа схватила ленка. И съела, сидя на дереве. И вот из живота ленка живая мышь на землю упала. И давай бежать. Ее схватила сова. Понесла и, на дереве сидя, съела. Когда она ела мышь, из живота мыши соломинка на землю упала. Упала на землю, стала человеком. Так с нижней земли на среднюю землю человек спасается, так и живет».
Этот рассказ иллюстрирует философию жизни юкагиров. У человека есть три тени-души. Одна из них после смерти возвращается в верхний мир, вторая отправляется в мир мертвых, третья стоит на границе мира мертвых и мира живых. И тень может вернуться к жизни до трех раз. Она возвращается в младенце в семье родственников или близких людей. Это узнается заранее через сон или приметы. Перед младенцем раскладывают вещи ушедших предков. И чей набор предметов ребенок неосознанно выберет, того предка душ и вернулась. Имя дается соответствующее, и ребенок воспитывается, как подобает наследнику.
Если тень вернулась на среднюю землю, но не может вселиться в тело, например, родственники бездетные , нет кровных родственников, то душа принимает (или сохраняет) облик растения от травинки до дерева. И если мимо пройдет женщина, то душа может попасть в нее в воплотиться в ее ребенке. (Этот момент описывает арктические представления о «непорочном зачатии») Лиственница это самое типичное воплощение теней умерших. Старушка-юкагирка, глядя в окно на старые высокие лиственницы, плачет. – Бабушка, отчего ты плачешь! – Старинных людей жалко! — эта связь человека и дерева лежит глубоко в ментальности народа и жива до сих пор, делая его еще более неповторимым и самобытным.
Статья из сб: Язык-миф-культура народов Сибири Я., Изд-во ЯГУ., 1995.
Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc