Видеоэкспонаты
  • Решаем вместе
    Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

  • Рубрика #Жанры_якутского_фольклора
    27 августа 2020

    Рубрика #Жанры_якутского_фольклора

    Один из политссыльных, который был квалифицированным специалистом по фольклору И.А. Худяков внес огромную лепту и оставил ценное наследие якутам, издав научный труд «Верхоянский сборник» (1890 г.) и «Краткое описание Верхоянского округа» (1968 г.), где включены жанры фольклора, отражающие специфику устного творчества верхоянских якутов.
    После Октябрьской революции было уделено значительное внимание по сбору и публикации героического эпоса олонхо. По инициативе энтузиастов начали собирательскую деятельность, например: С.И. Боло (в Амгинском улусе), А.А. Саввин (в Ботурусском улусе), Н.Д.Неустроев, Ф.С. Андросов (в Баягантайском улусе) и т.д. в 1934 г. на первой конференции якутских
    писателей, были приглашены олонхосуты Д.М. Говоров (Усть-Алданский улус) и И.И. Бурнашев-Тонг Суорун (Мегино-Кангаласский улус) . От них были зафиксированы олонхо «Мюлдью Бөҕө», «Дыырай Бэргэн» [ Эргис 2008: 30-83 ], которые впоследствии вошли в серию «Саха Боотурдара».
    В 1935 г. по инициативе первого кандидата лингвистических наук и воссоздателя якутского героического эпоса олонхо в 36.000 стихотворных строк «Нюргун Боотур Стремительный» Платона Алексеевича Ойунского создан Институт языка и культуры при СНК ЯАССР. Новый институт стал основным хранителем и приоритетом по сбору, сохранению и исследованию героического эпоса олонхо по настоящее время. В 1938 г. Институт опубликовал на латинском языке «Мүлдьү Бөҕө» Д.М. Говорова (объем 19271 стихотворных строк). С 2004 г. ИГИ, а затем ИГИИПМНС СО РАН (с 2008 г.) выпускает серию героических эпосов олонхо «Саха боотурдара». А самый молодой институт РС (Я) при СВФУ им. М.К. Аммосова, занимающийся исследованием генезиса якутского олонхо НИИ Олонхо основал серию по изданию ранее неопубликованных текстов олонхо «Саха олоҥхото».
    Якутское олонхо сформировалось на основе идеологии родового строя. Оно отражает космогонические представления народа, его религиозные верования. В соответствии с ними Вселенная состоит из трех миров- Среднего, Верхнего и Нижнего.
    Средний мир- айыы сирэ или орто дойду- является центром Вселенной, страной, где живут люди, причем, каждое живое существо и каждый предмет имеет своего духа- «иччи». Дух-иччи средней земли — Аан-Алахчын Хотун, живет в дереве Аал-Луук-Мас, Байанай- иччи леса, тайги, охотников, Аан Дархан Уххан тойон, Хатан Тэмиэрийэ- дух огня, Хомпоруун Хотой айыы- дух птиц, Кудай Бахсы- дух кузнецов и др. Среди них есть духи злые и добрые.



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc