Якутский героический эпос называется олонхо. Исполнитель олонхо — олонхосут. Согласно преданиям, первым олонхосутом, родоначальником олонхо был Сээркээн Сэсэн, ставший одновременно и персонажем сказаний- мудрый, старый советчик героев. Это одно из древнейших имен эпических
певцов наряду с создателями древнегреческого эпоса-Гомером и русского-Баяном.
Народная память сохранила большое количество имен олонхосутов, начиная с XVIII- XX вв. (Ырыа Чонкунаан, Ырыа Чэкэт Тур, Артамон, Т.Захаров-Чээбий, Н. Абрамов-Кынат, Д.Говоров, И. Бурнашов- Тонг Суорун, С. Петров-Чыычаах и др.). Эти и другие олонхосуты, все выходцы из народа: неграмотные бедняки, скотоводы, табунщики, кузнецы, охотники создали в памяти и сумели сохранить и передать эпическое наследие, имеющее мировое значение.
До революции олонхо обычно сказывали в домашней обстановке, в кругу семьи, приглашали соседей. Исполняли олонхо во-время ысыаха, после больших собраний, после мунха, куйуур (чтоб улов удался, такие случаи встречаются у бурятов, тувинцев). Сказывание обычно начиналось с 5-6 часов вечера и до глубокой ночи слушали притаив дыхание и стар и млад, а иногда до самого раннего утра. Олонхосут без остановки мог сказывать олонхо в течение 7-8 час. а оставшуюся часть продолжал на следующий день, так , искусные мастера слова могли сказывать исполнять олонхо в течение месяца.
Олонхосут рассказывал сидя на «олох мас», положив нога в ногу, опершись на руку щекой или ухом, чаще олонхосут закрывал ухо, чтоб звонче слышать сказывание речитатива и пения. Во время исполнения олонхо, слушатели подбадривают олонхосута возгласом «Но!», или выражают свои эмоции криками. В музыкальном аспекте эпическое пение имеет 4 стиля исполнения. Например в стиле «дьиэрэтэн ыллыыр» поют все люди -айыы, в том числе божества-айыы, в стиле дэгэрэҥ поют побочные персонажи, как Симэхсин эмээхсин, Сорук Боллур, посыльный-десятник, птицы, звери (включая имитационную часть пения), ученые-исследователи музыковеды Г.Г. Алексеева ввела в научный оборот термин по отношению исполнения стиля «пение наизнанку»- «тиэрэ хоһуйан ыллааһын»[ Алексеева 1994: 123], а А.П. Решетникова стиль «кутуруу»[ Решетникова 2007:38], такой аналогичный стиль используют при пении многие тюркские народы (алтайцы, тувинцы, буряты), это прежде всего связано с обрядовой функцией шамана. Этими стилями в основном выражаются племена из Нижнего мира- абааһы.