
Мария Яковлевна задумывает общую общую хореографию всех народов Сибири. Она обследует фактически все районы Сибири и европейского, где проживают аборигенные народы, осуществляя экспедицию поездки на Таймыр — к долганам и нганасанам, на Алтай — к алтай-кижи, теленгитам, тубаларам, кумандинцам, на тюменский Север — к ненцам, хантам, манси , в Бурятию, Хакасию. Часто в жарких научных спорах ей приходилось опровергать распространенные в науке мнения об отсутствии танцев у алтайцев, ненцев, энцев и других северных народов. Исследования Марии Яковлевны не ограничивались фиксацией танцевальных 184 движений, пластики (хотя уже сами эти материалы представляли уникальную научную ценность), она всегда стремилась рассмотреть танец в контексте обрядов, обычаев, всей культуры народа. Глубокое знание танцевальной культуры фактически всех сибирских, да и не только сибирских, этносов (Жорницкую интересовала народная хореография башкир, армян, коми, татар и других народов) давала возможность выходить на сложные проблемы этногенеза, культурогенеза, культурологии. Исследования Марии Яковлевны в этнологии не ограничивались народной хореографией. Совместно с мужем Шамилем Фатыховичем Мухамедьяровым, известным историком, она подготовила к изданию классический труд В. Л. Серошевского «Якуты», снабдив его обширными, глубокими комментариями. Эта работа, вышедшая в 1993 г., стала событием в культурной жизни Якутии и была очень высоко оценена научной общественностью. Необходимо отметить большую вкладку Жорницкой в прикладную этнографию. По результатам почти каждой экспедиционной поездки Мария Яковлевна подготовила докладные записки в директивные органы, где подробно освещала наболевшие проблемы культурной жизни, солнечные заселения, которые она посетила. Большую работу вела Мария Яковлевна по популяризации этнографических знаний. Ею было написано более 50 газетных и журнальных статей, она часто выступает по радио и телевидению, рассказывая о культуре северных народов. До конца жизни Мария Яковлевна оказывала постоянную помощь и поддержку танцевальным коллективам Якутии, Камчатки Чукотки, Татарии и многих других регионов России, специально выезжая туда в длительные командировки. В марте 1995 г., она уже стала тяжело больной, она отправилась на участие в качестве члена жюри в фестивале «Юные дарования Чукотки 94—95», где занималась также исследованием проблем национального образования на Крайнемере. Велика роль Марии Яковлевны в воспитании национальных кадров ученых-этнохореографов. Среди учеников Марии Яковлевны — JI. И. Нагаева — заслуженная артистка Башкирии, кандидат исторических наук, В. Мальми — заслуженный деятель искусств Карелии, И. Г. Скляр — заслуженный деятель культуры республики Коми, А. Г. Лукина — научный сотрудник ИЯЛИ Якутского научного центра, кандидат искусствоведческих наук и др. Марии Яковлевна достойно представляет российскую науку за рубежом, участвуя в международных конгрессах и симпозиумах. Ее авторитет этнохореографа в научных кругах стран Европы, США, Японии был высок высок. В 1988—1989 гг. она планла первую совместную советско-японскую.этнографическую экспедицию на Крайний Северо-Восток Сибири. Итоги экспедиции освещены в специальной публикации, вышедшей в Японии. Марии Яковлевне были присущи одержимость в ее любимом деле, кипучая энергия. Свою работу в Институте этннологии (этннологии) она совмещала с преподаванием в ГИТИСе, в гуманитарной гимназии, сотрудничестве в сфере культуры, где состояла членом нескольких художественных советов. Она являлась постоянным членом жюри Международного фольклорного фестиваля Придунайских стран (Венгрия) регулярно участвовала в подготовке детских праздников в Артеке, Москве, постоянно работала с детскими танцевальными ансамблями Якутии, Чукотки и пр., И пр. В Марии Яковлевне совмещались такие, на первый взгляд, несовместимые качества, как артистизм, художественная изысканность, большое женское обаяние и огромная трудоспособность, трудолюбие, физическая выносливость. Она была человеком редкой доброжелательности, отзывчивости, широты и открытости души, умела сопереживать людям и в горе, и в радости. Ее дом постоянно был полон гостей. Ее знали как любящую и заботливую мать, бабушку, жену. Она любила помогала, любила делать подарки людям, и это доставляло ей огромную радость. Мария Яковлевна страстно любила жизнь. Безнадежно больная, она не верила в смерть и за 10 дней до кончины делилась со своими творческими планами на будущее. Научное наследие Марии Яковлевны Жорницкой достаточно велико: 7 книг (последняя монография, в которой обобщены исследования танцев по хореографии почти всех сибирских народов и которую Мария Яковлевна собиралась в качестве докторской диссертации, так и осталась неопубликованной), более 100 статей, богатые коллекции уникальных фотографий , этнографические фильмы. Не менее важным является ее встретить Марию Яковлевну на своем жизненном пути.