М. Элиаде пишет, что «согласно якутским преданиям, некогда существовали шаманы, которые действительно поднимались на небо, и можно было воочию наблюдать, как они вместе с принесенной в жертву лошадью парят над облаками». В легендах говорится о шамане Кюстях, который ставил для небесных духов священный конный скот и камланием возносил их на небо (Ытык дабатыы), и люди ясно видели это вознесение.
В шаманском камлании ярко выражается характерная для якутов формула: «слово – пение – танец».
Одним из существенных свойств шаманской пляски является ее ярко выраженный сюжетный характер: вознесение в Верхний мир, спуск в Нижний мир, борьба со злыми духами, поимка злых духов, испрашивание души – кут – у божеств, ныряние в море бед и т.д.
Бубен оживал и становился конем шамана, на нем шаман «ездил» или «летал» к духам. Сам себя шаман также называл жеребцом – самцом.
Интересно, что при собирании духов шаман вставал правым коленом на подстилку, ставил на левое колено локоть левой руки с бубном, находящимся в вертикальном положении, сильно подавал корпус вперед, голову опускал вниз. Предполагаемых духов он собирал в бубен. По существу, шаман совершал поклон, аналогичный поклону богатыря айыы в олонхо.
После пантомимы призывания духов совершался обряд арчы – очищение. Шаман ходил вокруг очага, разглядывая все углы помещения, где происходило камлание. Круговые обходы совершались для очищения от нежелательных духов. Это были своего рода магические круги. Шаман как бы очерчивал вокруг себя защитный барьер, делая все пространство непроницаемым для злых духов.
Наличие в шаманской пляске большого количества движений, имитирующих повадки коня, дало возможность Г.В. Ксенофонтову определить ее как священную конскую пляску, а самих шаманов назвать носителями конской мистериальной пляски, возраст которой измеряется тысячелетиями.
Шаман достигает Верхнего мира путем превращения в птицу независимо от того, что подразумевается под этим понятием: конь-птица, т.е. конь в образе птицы, или собственно сама птица. В мифологическом сознании и тот, и другой образ имеет магическую силу проникновения в Верхний мир.