“Дэриэтинньик (не от слова ли еретик?) – существо, не подходящее ни под какую из описанных категорий. Дэриэтинньиком становится человек или его “кут”, непринятый богами. В нем странным образом смешаны свойства человеческие и абаасы. На человека он похож тем, что питается живой органической пищей, и сам он смертен. На абааЬы — дурными наклонностями, невидимостью и т. д. Приведу несколько рассказов, хоть приблизительно иллюстрирующих понятие дэриэтинньик» — пишет А.Е.Кулаковский в «Научных трудах». Как описание случая исследователь приводит рассказ о ныне часто описываемом явлении полтергейст, шумный дух, барабашка.
Если посмотреть, что за образ традиционной культуры еретник в русском фольклоре, то там находятся рассказы именно о существе, подходящем под описание.
«В одной деревне люди часто пропадали.
Вот как-то умер там один старик, стали сыновья готовить его к погребенью. И случайно остановился в этом доме странник. Как поглядел он на покойника, отшатнулся и возопил: «Еретник! Еретник! Да в нём же плоти ни кусочка не осталось, всё черти сожрали, кроме кожи. А внутрь залез нечистый и лёг под видом мертвеца! У вас в деревне, случалось, люди не пропадали?»
Братья решили поступить, как странник присоветовал. Вскипятили два чугуна воды и облили мёртвое тело. И выскочил вдруг чёрт из покойника и кинулся вон из избы, но угодил не в дверь, а простенок вышиб. Поблагодарили братья странника, а что от отца осталось, похоронили у себя на задворках.
На прощанье гость сказал: «Нет его вины, что стал еретником. Это черти его подстерегли на смертном одре. Всех же страшней живые еретники, оборотни. Те принимают обличье человечье и живут среди людей. Они-то и загрызают живых. Стало быть, есть среди ваших деревенских ерестун-оборотень. Надо взять плётку от молодого жеребца и хлестануть ерестуна наотмашь, из него и дух вон. А чтоб не ожил в гробу, вбить ему осиновый кол промеж плеч».
Стал он жечь засушенный корешок на свечке и, глядя на чёрный едкий дымок, начал читать заговор. И вызнал-таки странник ерестуна, им не кто-нибудь, а сын старосты оказался. Долго ходили с этим заговором по дворам, людей сколько всполошили. Вот была морока, пока его на чистую воду вывели!»
Дэриэтинньик описывается типа зомби, живая мертвая плоть. То есть, здесь дело в духе, который оживляет мертвое тело, “одевает” его, как одежду. Рассказы о таком явлении в якутском фольклоре не сохранились. Но здесь хочется привести реальный случай на эту тему.
Однажды сообщили одной семье, что в городе их родственник, который бомжевал там, был найден мертвым. Брат поехал за телом, привез в деревню. Стали готовиться хоронить и сокрушались, что умерший прожил такую бесполезную короткую жизнь, даже после смерти только через несколько дней его нашли, потом сколько-то опознавали и вот, наконец, тело на родину прибыло. Ночью брат умершего остался с телом. Стояла поздняя осень, снега еще не было, но холод уже опустился на землю. В холодном доме стоял гроб, горела одна лампочка и свеча.
Брат вспоминал детство, когда еще они были близки и дружны, как они сердечно общались. Боль пронзила его сердце и он с рыданием бросился на грудь покойника. Тут покойник стал биться в конвульсиях. Потом стал кашлять, вывалился из гроба, ударился об пол и из горла вместе выскочил сгусток чего-то, который как пробка закрывал горло и рвота. Покойник прокашлялся, сел и стал оглядываться. Увидел брата и сказал: «Мне холодно». Брат в шоке даже заорать не смог, тело его не слушалось. Он, полулежа, греб задним холодом к выходу, вывалился за дверь и каким-то образом добрался до жилого дома и там потерял сознание. К утром он очнулся от обморока и рассказал, что случилось ночью.
Люди бросились в тот дом и увидели, что оживший покойник надел всю одежду, закутался во все тряпки, какие нашел, выпил, что влезло из алкоголя, сложенного там на поминки и умер, сидя у стены.
Родные уже не знали, как узнать, точно ли он в этот раз помер. Долго консультировались с разными специалистами (врачи, полицейские и др.). Говорят, долго его всяко-разно тестировали, потом удостоверились, что он точно умер и похоронили.
Кулаковский А.Е. Научные труды. [Подготовили к печати: Н.В.Емельянов, П.А.Слепцов.] /Рис. И. И. Попова.— Якутск: Кн. изд-во, 1979.— 484 с.
Самоглядное зеркало. Энциклопедия русской сказки. https://sites.google.com/site/russkieskazki/home/russkie/pod-vidom-mertveca-erestun-hlopotun
Полевые материалы автора