Видеоэкспонаты
  • Решаем вместе
    Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

  • Вечер, посвященный 45-летию творческой деятельности Аизы Решетниковой «Мечты-в реальность!»
    31 января 2017

    10 веб афиша апрфевраля 2017 г. в Театре оперы и балета состоялся творческий вечер «Мечты – в реальность», посвященный 45-летию творческой деятельности Аизы Петровны Решетниковой –заслуженной артистки Якутской АССР (1982), заслуженного работника культуры РФ (2004), члена Союза композиторов РФ, кандидата исторических наук (2008), лауреата премии (Золотая медаль) Фонда Ирины Архиповой (2004), основателя (1989) и бессменного руководителя Музея музыки и фольклора народов Якутии.

    Многогранна деятельность Аизы Петровны Решетниковой – высокопрофессионального музыканта, исследователя музыки и сюжетного фонда якутского и эвенкийского эпосов, организатора уникального музея, посвященного пропаганде накопленных наукой знаний об устном нематериальном наследии народов Якутии. Каждая из граней ее деятельности могла бы составить полноценную творческую судьбу отдельной личности.

    А.П.Решетникова родилась в семье известных, ныне легендарных актеров Якутского академического драматического театра Петра Михайловича Решетникова и Ирины Михайловны Максимовой. Окончила Центральную среднюю специальную музыкальную школу при Московской государственной консерватории им П.И.Чайковского (1964), фортепианный факультет (1971) и ассистентуру-стажировку (1974) Московской консерватории.

    Сольная концертная деятельность до настоящего времени поражает непревзойденной масштабностью.Не перечислить ее фортепианный репертуар классической и якутской музыки, исполненной на сцене и в телеэфире. Остро чувствуя необходимость воспитания аудитории, понимающей бессловесную инструментальную музыку, она предваряла свое исполнение ярким вступительным словом, режиссируя слушательское восприятие. Редкий среди музыкантов дар рассказчика о музыке сочетается с не менее ярким талантом пианистки. На ее циклах сольных концертов и их телеверсиях: «История фортепианного концерта» (1971 – 1975), «Якутская фортепианная музыка» (1976 – 1977), пяти монографических концертов «Играет и рассказывает Аиза Решетникова» (1978 – 1982) и др. выросли поколения меломанов.

    Просветительская деятельность А.П.Решетниковой сыграла большую роль для формирования грамотной слушательской аудитории в Якутии. Всего Аиза Петровна подготовила и выпустила более двухсот радио- и 150 телепередач, опубликовала множество статей в газетах и журналах. Все телепередачи и статьи А.П.Решетниковой отмечались вниманием общественности, формируя ее безупречную репутацию умного аналитика и справедливого критика. Если издать все ее журналистские статьи, то получится солидный том, разносторонне отражающий ретроспективу достижений оперного, балетного, саха драматического театров, драмактеров, певцов, режиссеров, композиторов, художников, инструменталистов, выставок и т.д.

    Концертмейстерская деятельностьрассматривалась ею не как аккомпаниаторство, а как сотворчество вокального педагога, лучше слышащего со стороны достоинства и недостатки голоса, режиссерски помогающего создать выгодную для каждого певца интерпретацию. Ею в разные периоды, подготовлены сольные программы с нар.арт. СССР А.Ильиной, с заслуженными артистами РС (Я) В.Павловым, П.Неустроевым, А.Таразановым, нар. арт. РФ и РС (Я) А.Яковлевой, М.Лобановым. С 1989 г., постоянно сотрудничала с Альбиной Борисовой, вырастив ее до почетных званий народной артистки РФ и РС (Я). Результатом деятельности А.П.Решетниковой как концертмейстера-педагога является и победа засл.арт. РС (Я) Анны Дьячковской в 2001 г. на конкурсе оперных певцов им.У.Джордано(Италия). Ее деятельность в данной области была движима желанием помочь вокалистам ярче раскрыть их дарования, а также довести до слушателей шедевры вокальной классики, неутомимо служа пропаганде классической и якутской музыки.

    Как солистка и концертмейстер А.П.Решетникова играла в Концертных залах им.Чайковского (1972), им.Вагнера (Рига), «Россия» (1992), Малых залах Московской консерватории (1975), Санкт-Петербургской филармонии, Колонном зале Дома Союзов, 14 городах США, в том числе в зале ООН (1991). В составе артистических делегаций Аиза Петровна выступала в США, Швейцарии, Франции, Австрии, Японии, Италии, Польше, Румынии и др. Ее вклад в имидж культуры республики бесспорен.

    Научную исследовательскую деятельность А.П.Решетникова вела задолго до организации ею в 1990 г. Музея музыки и фольклора народов Якутии, известного теперь далеко за пределами России. Она автор более 40 научных публикаций, выступлений на международных конференциях в Клайпеде, Алма-Ате, Москве, Санкт-Петербурге, Сеуле, Будапеште и др. Рецензентами 60-томной академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» СО РАН особо выделяется концептуальная статья А.П.Решетниковой «Музыка якутских олонхо», изданная в 1993 г. в томе «Якутский героический эпос: КыысДэбилийэ». В 2005 г. издана её монография «Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте», которая была  в 2008 г. успешно защищена в виде диссертации на ученую степень кандидата исторических наук в Институте антропологии и этнографии РАН им.Н.Н.Миклухо-Маклая. Помимо российских, рецензентами из США, Германии, Венгрии, Турции была дана достойная оценка эвристичной интерпретации А.П.Решетниковой многих аспектов олонхо, нимнгакана, времен первотворения, структуры камлания шамана, реликтов тотемизма в культурах народов Сибири и Дальнего Востока и др. Недавно опубликована на якутском языке монография «Олонхо уонна тёрют култуура: сиэр-туом, ыарыа-тойук алтыhыылара» [Дьокуускай: РИО медиа-холдинга. – 2016 – 280 с.].

    В музейном деле ноу-хау А.П.Решетниковой заключается в умении экспонировать памятники устной нематериальной культуры, раскрытие музыкального кода архаических культур. Ею внедрены концепции залов музея по  музыкальной этнографии народов Якутии, Зала олонхо. Начата серия научно-популярных фильмов с игровыми фрагментами с фильма «Якутская свадьба. XIX в.», создан первый полнометражный мультфильм «Нюргун Боотур Стремительный» и видеолекции «Лунное лицо» об этногенезе и культуре юкагиров, «Князь Игорь и хан Кончак: враги или родственники», «Травиата», «Три стиля пения в олонхо», «Музыкальные инструменты народа саха», «Музыкальная жизнь Якутии в годы войны» и др. Музей является активным членом Ассоциации музыкальных музеев и коллекций России и стран СНГ. По проекту Ассоциации «Мы дружим домами» Аиза Петровна с видеоэкспонатами и сольным концертом Анны Дьячковской выступала в музыкальных музеях России, Австрии, Германии, Азербайджана, Казахстана, Белоруссии, в Музеях-усадьбах П.И.Чайковского (г.Клин), С.В.Рахманинова (Ивановка Тамбовской обл.), и в Государственном центральном музее музыкальной культуры им.М.И.Глинки, Домах-музеях Ф.И.Шаляпина (г.Москва), А.Н.Скрябина, на Международной выставке «Интермузей — 2015» и т.д.

    Вкладом в развитие мировой науки можно считать крупные международные конференции, смело и успешно проведенные музеем впервые в истории отечественной науки: «Шаманизм как религия: генезис, реконструкции, традиции» (1992),  «Музыкальная этнография тунгусо-маньчжурских народов» (2000), «Фольклор палеоазиатских народов» (2003), «Фольклор палеоазиатских народов» (2016). Широко цитируемые сборники материалов конференций давно стали библиографической редкостью. Среди инициированных А.П.Решетниковой изданий с помощью спонсорства выделяются: впервые осуществленный в 2008 г. перевод на русский язык классический труд Уллы Йохансен «Орнаментальное искусство якутов» (Гамбургский этнографический музей, 1953) и 2-е издание трудов Г.В.Ксенофонтова «Шаманизм: Избранные труды» (1992).

    Научные идеи А.П.Решетниковой побеждают в грантовых конкурсах: Президента Российской Федерации (2000), Президента РС (Я) (2004, 2005), Фонда Сороса (2000), ФЦП «Культура России» (2000, 2003), РГНФ (2016), ГЦП РС (Я). Никто из деятелей искусства и науки не сотрудничает в таком объеме с общинами КМНС РС (Я): музей помог эвенской общине возродить праздники «Встреча солнца», «Цветение тундры», как 25 лет назад помог эвенкийской общине реализовать историческую реконструкцию календарного эвенкийского праздника «Бакалдын».

    C47E0324 C47E0333 C47E0339 C47E0363 C47E0380 C47E0387 C47E0415 C47E0425 C47E0431 C47E0439 C47E0455 C47E0467 C47E0476 C47E0483 C47E0486 C47E0496 C47E0498 C47E0530 C47E0556 C47E0571 C47E0589 C47E0610 C47E0630 C47E0647 C47E0658 C47E0670 C47E0700 C47E0713

     



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc