Выставка
«Музыкальная жизнь Якутии в годы войны»
Великая Отечественная война была особой по жестокости и потерям из всех войн, унеся жизнь более 23 млн. бесценных жизней, оставив после себя неизгладимые раны в памяти и сердцах всех участников войны – на фронтах и в тылу.
Война принесла якутскому народу суровые испытания. Годы войны были не только годами тяжелых лишений, но и годами огромного патриотического подъёма. Этот подъём нашел яркое выражение в музыкальной жизни Якутии. Несмотря на все трудности, успешно продолжалось строительство национальной музыкальной культуры, начатое в 30-е годы. Драмтеатр и созданный при нём в 1940 г. музыкально-вокальный коллектив много сделали для развития национального профессионального музыкального искусства. В театре успешно работал целый ряд эвакуированных высококвалифицированных приезжих музыкантов (дирижер Михаил Бенедиктов, хормейстер Василий Попов, балетмейстер Сергей Владимиров-Климов и др.) Широко развернулась организаторская и творческая деятельность якутского композитора Марка Николаевича Жиркова. Большую известность в республике получили замечательные якутские певцы – Александра Новгородова, Анна Егорова, Екатерина Захарова, Тарас Местников, Михаил Жирков, Устин Нохсоров и др.
Коллектив Якутского национального театра, сильно поредевший (многие артисты ушли на фронт), самоотверженно трудился над постановкой новых спектаклей якутских и русских драматургов. Музыкально-вокальный коллектив дал в первые годы войны целую серию интересных концертов русской классической и якутской музыки. Совместно с драматической труппой он осуществил также ряд музыкальных постановок.
С огромным успехом проходили спектакли музыкальной драмы «Нюргун Боотур Стремительный» по либретто Суорун Омоллоона с музыкой М.Н.Жиркова. Героический эпос якутского народа – олонхо, основная цель которой победа добра над злом были очень созвучны общенародному патриотическому подъему. Якутские богатыри побеждают злых абаасы, значит и мы победим фашистов!!!
В этой постановке были задействованы такие замечательные талантливые артисты: в роли главной героини Туйаарымы Куо — Александра Новгородова, с прекрасным якутским народным голосом, партию Нюргуна исполнял Михаил Жирков, Юрюнг Уолан — Иннокентий Местников, Устин Нохсоров, Уот Усутаакы – Виктор Саввин, Кыыс Кыскыйдаан — Мария Белолюбская, Сорук Боллур – Петр Решетников, Кун Кубэй – Прасковья Федорова, Туенэ Могол – Иоаким Избеков. Дирижировал — Марк Жирков, концертмейстер — Полина Розинская.
За три года «Нюргун Боотур» был показан более ста раз. В честь сотового показа в 1943 г. театром были собраны деньги в размере 158 300 рублей, в том числе 87645 рублей облигациями государственных займов на сооружение для фронта мощного танка «Нюргун Боотур». В 1942г. сплоченный коллектив театра, поддерживая почин вахтанговцев, внесли крупную сумму на строительство эскадрильи самолетов «Советский артист», а в начале 1943г. сдали в фонд обороны 132 тысячи рублей деньгами и облигациями государственных займов.
В годы войны в театре также шла «Майская ночь» по Н.В. Гоголю с фрагментами музыки Н.А.Римского-Корсакова в постановке Андрея Костина. Спектакль ставился на русском языке. Партию Левко исполняли тенора Николай Харитонов и Григорий Кокшарский, работавший врачом-фтизиатром., Панночку пела талантливая певица Екатерина Захарова, Каленика – Тарас Местников. Роль Ганны играла актриса драмы Дарья Иванова, Головы – Марк Слепцов, Свояченицы – Мария Белолюбская. Хормейстером был В.П.Попов. Дирижировал А.Ф.Костин.
Также на сцене в годы войны был поставлен драматический спектакль «Бедность не порок» по А.Н. Островскому. Африкана Саввича играл артист Панаев. Роль Любы исполняла замечательная Дарья Слепцова. Её возлюбленного играл Николай Слепцов –Тобулахов, а жестокого отца – Марк Слепцов.
В 1943 г. была поставлена пьеса Суоруна Омоллона «Сайсары» — потрясающего произведения якутской литературы. В роли Сайсары выступала Прасковья Фёдорова, Богача — Марк Слепцов, Кээтии – Анна Егорова.
Кроме перечисленных спектаклей в театре готовилось много концертных программ. Особое следует отметить большой театрализованный концерт по либретто поэта Сергея Васильева «Айхал», в котором был задействован весь творческий коллектив театра.
В годы войны родились такие массовые патриотические песни как: «Капитан Гастелло» слова Серафима Романовича Кулачикова-Эллэя, музыка Марка Николаевича Жиркова о герое — лётчике, который погиб в горящем самолёте, протаранив эшелон врага – ее впервые исполнила артистка хора Варвара Шараборина (её отец М.Т.Шараборин-Кумаарап – известный олонхосут Олёкминского района), «Заостри острие» («Ергескун сытыылаа») на стихи А.А.Бэрияка, на музыку Екатерины Захаровой – Саха куерэгэйэ. Эта удивительная певица с высоким, сильным сопрано большого диапазона выступала всегда так искренне, проникновенно. Её выступление вдохновляло слушателей. В исполнении другой замечательной певицы тех лет Анны Егоровой, обладательницы меццо-сопрано небольшого диапазона с красивым бархатным тембром, ласкающим слух прозвучали песни «У могилы партизана» («Партизан унуогар») на стихи С.Р.Кулачикова-Эллэя, на музыку М.Н.Жиркова, «Акулина» («Екулуун») на стихи С.Р.Кулачикова-Эллэя, на мелодию Антонины Николаевны Клещевой солистки Якутского радио, впоследствии солистки Московского радио, заслуженной артистки РСФСР, Анна Ивановна вкладывала в пение весь свой драматический талант: сидевшие в зале, часто плакали.
В репертуаре хора тех лет были в основном якутские песни: «Песня о Сталине» на слова Серафима Кулачикова-Эллэя, мелодию Марка Жиркова в обработке Григория Лобачёва, «Куоттарыы» на стихи Николая Тобулахова для женского ансамбля, «Кэ5э» в обработке Василия Попова и др.
Творчество якутских сказителей-импровизаторов также активно включилось в общенародную борьбу с фашистскими захватчиками, их военные песни проникнуты пафосом борьбы. На страницах республиканской печати постоянно появлялись вдохновенные поэтические импровизации якутских певцов, призывавших к святой мести к врагу и славивших исторический ратный подвиг советского народа. Высокими художественными достоинствами отличались песенные импровизации Николая Абрамова-Кыната («Да будет разгромлен кровавый фашизм!»), Михаила Шараборина-Кумарова («На защиту Родины», «За наше торжество»), Екатерины Ивановой, Иннокентия Бурнашёва-Тонг Суоруна, Платон Семенова, Прокопия Ядрихинского. Получили известность импровизации народного певца Николая Степанова-Ноорой, с оружием в руках сражавшегося с фашистами и тяжело раненного в 1942 г.
Во время войны впервые прозвучал мощный голос талантливейшего певца-импровизатора Сергея Афанасьевича Зверева. В августе 1943 г. на страницах республиканской газеты «Кыым» появились его первые печатные произведения – импровизации «Победим» и «Великий курган». Вскоре были опубликованы и другие его импровизации: «Песня уходящего на фронт», «Благословение отца», «Благословение бабушки». Популярность Сергея Зверева как народного певца и поэта быстро росла. К концу войны он был автором многих известных эпических песен, в том числе замечательной импровизации «Славлю великого Ленина». В 1944 г. были предприняты новые серьёзные шаги, направленные на развитие якутского профессионального музыкального искусства: открылась первая в республике детская музыкальная школа; несколько молодых якутских музыкантов отправлены на учёбу в центральные учебные заведения. (В Московской консерватории, в частности, занимался талантливый якутский композитор – мелодист Захар Винокуров, хормейстер скрипач Адам Скрябин). В том же году был создан музыкальный театр-студия. Тогда же была направлена в Москву бригада работников якутского искусства под руководством Марка Николаевича Жиркова. В её задачу входило установление творческих контактов с московскими композиторами и создание с их помощью якутского музыкального репертуара для театра-студии. В бригаду вошли драматурги Дмитрий Кононович Сивцев-Суорун Омоллон и Иоаким Дмириевич-Уустаах Избеков, поэт Илья Дорофеевич Винокуров-Чагылган, режиссер Василий Васильевич Местников. В работе творческой бригады приняли участие 17 московских композиторов, за 8 месяцев написавшие около 300 произведений на якутские темы.
Николай Пейко, ранее побывавший в Якутии, написал кантату для солистов хора и симфонического оркестра на текст Суорун Омоллона, Григорий Гамбург и Роза Ромм создали симфонические сюиты на якутские темы. «Якутский победный марш» для духового оркестра написал Давид Фёдорович Салиман-Владимиров. На конкурсе произведений для Советской Армии этот марш был признан лучшим маршем на темы народов СССР, он прозвучал во время Парада победы на Красной площади в Москве. Тогда же написали ряд интересных музыкальных произведений для Якутии композиторы Виктор Белый, Варвара Гайгерова, Михаил Лалинов, Александр Локшин, Михаил Меерович, будущие профессора Московской консерватории Марк Мильман и др.
Деятельность музыкальной бригады положила начало постоянным творческим связям якутских музыкантов с композиторами Москвы. Тогда же возникло творческое содружество Марка Жиркова с композиторами Григорием Лобачёвым, сделавшим ряд замечательных обработок якутских народных песен. Эти обработки, а также, созданные им совместно с М.Жирковым оригинальные произведения для хора и для голоса с фортепиано составили позднее сборник якутских песен (Москва, 1948 г.)
Но особенно плодотворным стало многолетнее творческое сотрудничество Марка Николаевича Жиркова с Генрихом Ильичом Литинским. Результатом их совместной работы были первые якутские оперы и балеты, постановка которых стала самым значительным событием первых послевоенных лет, периода расцвета якутской музыкальной культуры.