Видеоэкспонаты
  • Решаем вместе
    Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

  • Приглашаем к просмотру нашей Виртуальной выставки!
    16 марта 2021

    Музей музыки и фольклора народов Якутии приглашает к просмотру виртуальной  выставки “Генрих Ильич Литинский — эпоха якутской музыки”, посвященную к 120-летию со дня рождения великого композитора

    Генрих Ильич Литинский (4 марта 1901 — 26 июля 1985) — советский композитор и педагог. Профессор. Заслуженный деятель искусств РСФСР и Чувашской АССР. Народный артист Якутской АССР и Татарской АССР. Лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки.

    Юность Литинского совпала с первыми годами революции и первых преобразований в стране. С юности молодой композитор отдавал все свои силы на строительство новой советской музыкальной культуры. Он начал организаторскую деятельность в профсоюзе “Союз работников искусств” г.Винница, в отделе народного образования (ГубОНО). Даже будучи студентом Московской консерватории налаживал тесную связь молодых музыкантов с рабочей молодежью.

    Со студенческих лет Литинский с увлечением изучал фольклор народов СССР. Это было новое веяние в советской музыке. В этот период многие композиторы Москвы и Ленинграда обратились к фольклорной музыке народов СССР. Композиторам, мыслящим языком классической музыки, трудно понять язык народной музыки, которая в основном сопровожается игрой на одноголосном инструменте и звучит в своеобразной пентатонике, которая у всех народов разная. Творческий гений Литинского постиг эти тонкости. Вместе со своими студентами-композиторами он постиг языки чувашской, башкирской, татарской, алтайской народной музыки. Композитор создал много национальных произведений разных форм (этюды, сюиты, кантаты, оперетты, балеты, оперы), в том числе и первую якутскую оперу “Нюргун Боотур Стремительный”.

    Генрих Ильич, следуя завету своего учителя Глиэра, был против соавторства музыканта европейской школы и национального композитора-мелодиста — национальное творчество может сформироваться только силами своих молодых, талантливых, квалифицированных национальных композиторов. Но он все же согласился работать над оперой в соавторстве с Жирковым, возможно потому, что Якутия была одной из тех немногих республик, где у Генриха Ильича не было учеников.

    В соавторстве они написали первые якутские музыкально-сценические произведения, самым знаковым из которых стала эпическая опера «Нюргун Боотур». Марк Николаевич Жирков — талантливый самородок, собиратель, хранитель и знаток якутской народной музыки. Он писал музыкальные темы персонажей оперы, а Литинский делал оркестровые партии.

    Генрих Ильич, со свойственной ему мудростью, интеллектом и творческим гением разобрался в душе, языке, стилях и методах выражения музыкальной основы якутской народной музыки.

    Литинский Г.И. совместно с М.Н.Жирковым:

    оперы — «Ньюргун Боотур Стремительный» (1947; 2-я ред. 1957), «Красный шаман» (1967); «Сыгый Кырынаастыыр» — лирическая опера, лиретто: Иоакима Дмитриевича Избекова и И.Д.Винокурова.

    балеты — «Полевой цветок» (совместно с М. Н. Жирковым; 1947; 2-я ред. 1960), «Алый платочек» (1949; 2-я ред. 1967), «Радость Алтана» (1963) — одноактный телевизионный балет, посвященный первооткрывателям якутских алмазов.

    оперетта музыкальная комедия — «Здравствуй, университет!» (1970); Вместе с прекрасным поэтом Иваном Гоголевым он взял тему из жизни ЯГУ — самого молодого университета страны.

    2 рапсодии: «Ысыах» (1966), «Айхал» (1972),

    цикл песен “Край алмазный, край родной” (музыка: совместно с супругой Розой Давыдовной Ромм. Текст: рабочих-алмазников г. Мирного, 1960);

    а также обработки чукотских, эскимосских и других народных песен.

    Генрих Ильич Литинский создал оригинальную музыкальную стилистику, отражающую особенности якутской песни, причем без прямых фольклорных заимствований.

    Он скончался 26 июля 1985 года в Москве.

    Имя Генриха Ильича Литинского стало синонимом творческого гения, служения лучшим традициям советского музыкального искусства, воспитания первых национальных профессиональных композиторских кадров, глубоких научных исследований музыки.

     

    заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1939),

    заслуженный деятель искусств Якутской АССР (1947),

    заслуженный деятель искусств РСФСР (1957),

    заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1963),

    народный артист Якутской АССР (1964),

    народный артист Татарской АССР (1964).

     

    Источники:

    • Алла Григорьева «Стиль его жизни: творчество как настоятельная внутренняя потребность,бодрствование души” https://mus.academy/storage/magazine/articles/pdfs/compressed/ZdDZqqDN13etNwtlQ MW5iBXW3Wl3KCaRtwuQaJq.pdf
    • Литинский Г. И. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. — М. 2007. — С. 305.
    • воспоминания Эдуарда Ефимовича Алексеева, Николая Ивановича Пейко, Эрванда Михайловича Мирзояна.
    • Открытые интернет-источники

     

     

    Выставка проводится на платформе инстаграм @museum_music_folk_yakutia

                                                               17 марта 2021

     

     

     

     

     

     



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc