Обрядовый танец «Изгнание злых духов». В этом танце каждая женщина импровизировала по-своему. М.Жорницкая записала импровизации трех женщин.
«Первая, стоя на месте, сгибала и выпрямляла колени и чуть поворачивала корпус вправо и влево. При этом она свободно помахивала кистями приподнятых рук.
Вторая женщина переносила корпус с одной ноги на другую; на каждый счет «раз», «два» она переступала с правой ноги на левую и взмахивала поочередно то левой, то правой рукой.
Третья женщина на счет «раз», полуприсев, делала прыжок на правой ноге и одновременно выбрасывала вперед левую ногу. На счет «два» она прыжком меняла положение ног: присев на левой ноге, выставляла вперед правую. Согнутые в локтях руки приподнимала слегка вверх и на каждый счет «раз», «два» совершала маховые движения из стороны в сторону.
На дымном дне, по нашим материалам, исполнялись и другие танцы, например женский танец «Виврельэт» («Дрожание колен»). По показу женщин мы записали не только индивидуальное, но и групповое исполнение этого танца.
Сольные варианты танца «Виврельэт» были записаны дважды: в 1973 г. в с. Нешкан Чукотского р-на от Юргииэ и в 1974 г. в первой оленеводческой бригаде совхоза «Энмитагин». Чаунского р-на от Кэквут.
На счет «раз» исполнительница делала резкий хлопок рукам» перед собой, затем одну руку поднимала вверх ладонью наружу. Одновременно, вибрируя коленями, она приседала н снова поднималась. На счет «два» повторяла те же движения, что и на счет «раз», только поднимала другую руку. И так в течение всего танца вверх поднималась то правая, то левая рука.
Кэквут сопровождала свой танец четко произносимыми «цокающими» звуками. Юргинэ исполняла танец в той же манере, но в отличие от Кэквут сопровождала его хрипящими продолжительными звуками.
В с. Амгуэма в 1971 г. мы записали групповое исполнение танца «Виврельэт».
Женщины выстроились полукругом, лицом к очагу. Издавая горловые хрипящие звуки и оскалив зубы, они одновременно делали резкий хлопок руками перед собой и, слегка приседая производили коленями мелкие вибрирующие движения. При этом одну руку, согнутую в локте, они приподнимали вверх ладонью наружу, широко растопырив пальцы, а другую отводили назад. Движения эти повторяли. Женщины пояснили нам, что они подражают движениям лап подстреленных уточек. Но в прошлом, несомненно, танец носил эротический характер.