Видеоэкспонаты
  • Решаем вместе
    Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

  • Рубрика #Эвены
    27 июля 2021
    Рубрика #Эвены
    Традиционный календарь эвенов Северо-западного Верхоянья до сих пор еще не изучен Мы предпринимаем попытку реконструкции календаря со слов ламунхинских и тюгясирских эвенов. Ясно одно, такое счисление времени имеет древнее происхождение и было характерным не только для эвенов, но и для других народов Сибири и Центральной Азии.
    Одной из самобытных и, возможно, очень древних форм народного календаря является исчисление времени года соответственно частям человеческого тела. Так В.А. Туголуков отмечает, что у эвенов принят тот же архаический календарь, что и у эвенков. Они делят год на 13 лунных месяцев и считают их «по голове и рукам»: начало года макушка головы, следующий месяц левое плечо (год «спускается»), последний месяц правое плечо (год «поднялся») У таджиков характерной особенностью этого старинного счета времени было представление о том, что движение солнца распадается на периоды, соответствующие частям тела. Такое исчисление времени года было также широко распространено у горных народов Средней Азии (4, С. 74). Это еще раз свидетельствует о широком распространении подобного принципа счета времени еще в глубокой древности и свидетельствует об общих истоках происхождения счисления времени по частям человеческого тела.
    В определенные исторические эпохи древний календарь эвенов, естественно, претерпел некоторые изменения. Например, изменения были привнесены после присоединения Северо-восточной части Азии к России. Охотничье-оленеводческий календарь эвенов, да и не только их, подвергся воздействию православного календаря. Эвены стали применять для исчисления времени т.н. паскали. Но это не значит, что архаичный эвенский календарь потерял свою актуальность — старики в оленеводческих стадах до сих пор пользуются им. Он отражает как бы свод сведений о кочевой жизни, о годовом хозяйственном цикле охотников-оленеводов, о временах и сезонах года, о погоде, о состоянии животного и растительного мира.
    Без всякого сомнения календарь возник в глубокой древности и на его развитие оказали влияние особенности культурно-исторической среды, наблюдения за движением небесных светил солнца (ньөлтэн) и луны (илаан), различных планет и звезд (осикат) и, несомненно, фенологические наблюдения любознательных предков современных эвенов.
    Исследователи такой календарь относят к числу лунно-естественных. У эвенов Северо-западного Верхоянья есть понятие 29-30 дневного лунного месяца — илаан. Приведем названия лунно-естественного календаря, записанные нами в 1989—1991 годах в оленеводческих стадах № 3 и № 7 со слов старшего поколения ламунхинскнх эвенов. Счет времени велся по сезонам, по изменениям в природе: смена времен года (аанҥани), смена дня (инэҥи) и ночи (долбуни). Сутки лунного месяца-илаан состояли из дня (инэҥи) и ночи (долбуни). День разделялся на 4 периода: утро (бадьикар), день (инэҥи), вечер (һеһэчөн), ночь (долбуни). Утро включало в себя такие понятия, как начало рассвета (гяванран), наступление зари (гяван), восход солнца (ньолтин гарпутни). День делили на полуденное (полдень) и послеполуденное (бадьикороп инэҥи гаадон), полдень (инэҥи дулоконни), послеполуденное (һеһэчэрэв иноҥи гаадан). Вечер связывали с началом захода солнца — ньөлтин гөбөөрин и сумерками – һааторолоддон, темно — һаатара, полночь долбуни дулоконни. По хозяйственному циклу сутки разделялись на дневной присмотр оленьего стада — косчээк, ночной присмотр — явчаак. Число эвенских хозяйственных циклов совпадало с числом лунных месяцев в году.


    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc