Видеоэкспонаты
  • Решаем вместе
    Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

  • Рубрика #Потусторонний_мир_шаманизма
    18 июня 2022


    С 2002 по года в Якутии работала археологическая экспедиция СВФУ и университета Тулузы. Их цель которых заключается в изучении истории населения Якутии. Профессор университета Тулузы Эрик Крюбези, руководитель проекта с французской стороны, занимается раскопками в нашей республике каждое лето с 2002 года. Совместные раскопки велись в Центральной Якутии, Вилюе, Верхоянском, Хангаласском и Намском районах. Исследователи поделились, что интересного раскопали в труде “Мир древих якутов” п/ред Эрика Крюбези Анатолия Алексеева. [Изд. дом СВФУ, 2012. – 226с. ISBN 978-5-7513-1594-8].
    По материалам экспедиции был сделан анализ сооружений гробов и колод. В наиболее древних захоронениях эти сооружения были сделаны из небольших неотесанных бревен (кругляк) или полубревен. Углы конструкций соединены треугольными пазами. Доски использовались для общего закрытия. Доски для изготовления гробов использовались в старинное время крайне редко, но активно после христианизации в XIX веке.
    До конца XIX в. не использовались гвозди. Все было сооружено при помощи топора и тесла. Крепление треугольными пазами не держит нагрузки и распадается. Поэтому вокруг гроба внутри колоды засыпалась земля и углы укреплялись колышками.
    Якутские могилы обязательно покрывались берестой. Часто многослойно. Берестяные полотнища не делали специально для похороных целей, для этого снимались вышитые покрышки с урасы, летнего дома. Берестяные покрышки урасы вышиты узорами, которые имеют отношение к якутской религии. И эти узоры имели значение для мира живых и для мира мертвых – ими покрывали погребения. Береста придает белый цвет гробу, всей могиле. Или вместо бересты внутри гроба использовалась шкура зайца (могильник Буогарыма 1 (ранний период), Сэргэлэх и Сэттэ Тумул (1 пол.XVIIIв)).
    На дно ящика или на его берестяное покрытие клали покрывало из меха (шкуру коня, жеребенка, зайца, кожи). Под голову подушку. Часто в старинных могилах под голову клали седло. Подушку делали из разных материалов, например, из шкуры коня или зайца, даже из свернутого пальто, веток лиственных деревьев. Иногда все тело, особенно детское, заворачивается в шкуру.
    До XVIIIв в гроб или в отсек гроба клали чорон. После этого времени уже чорона не обнаруживают с небольшим исключением. Исследователи пишут, что чорон на трех ножках в самых старинных могилах изготовлялся раздельно: ножки приклеплялись отдельно, а не вырезались из цельного куска дерева. Иногда чороны при закрытии могилы разбивались.
    Главная особенность якутских могил с XVII века – срезанная березка, идущая от крышки гроба до дневной поверхности.
    Все погребальные комплексы отличаются между собой. Единое, совпадающее в них есть. Исследователи отмечают, что единообразие встречается ими только касательно могил мужчин старше 30 лет: полная экипировка наездника и железный котел у ног покойного. А также единообразие берестяной посуды и деревянных сосудов. Среди оружия это охотничий большой лук, колчан со стрелами, пальма – якутский меч. Причем стрелы всегда двух видов – остроконечные и тупоконечные.
    Интересно сравнительное исследование наличия ножа в могиле. В XV-XVII вв нож располагали внутри гроба целым или испорченным, в начале XVIIIв. внутри гроба целым, с середины XVIIIв нож стали располагать снаружи гроба испорченным. Это говорит об эволюции представлений о смерти, связанной с принятием христианства. Если материалы экспедиции говорят о могилах мужчин, то другие исследователи отмечают такие же комплексы и у женщин.



    Author of the theme: Tonyc - freelance.ru/users/tonyc