Смерть как процесс, начинающийся при жизни человека, который постоянно приводит к полной и необратимой утрате всех жизненно важных свойств человека (дыхания, движения, зрения и т.д.). одновременно умирающий приобретал новые свойства, характерные для его нового состояния. Представление о постепенности превращения жизни в смерть отразилось в поверье, согласно которому умерший узнавал о собственной смерти постепенно, через ряж открытий. Н обнаруживал, что травинка под ним не гнется, а на снегу не остаются следу; замечал, что у него отсутствует тень и т.д. […] Если его материальное физическое тело безвозвратно теряло свойства жизни, то его внутренняя субстанция – кут – продолжала существовать, он не только воспринимает окружающую среду, но и реагирует на нее. Таким образом, происходит своеобразная трансформация сути человека. […]
Представления о посмертном существовании души были достаточно противоречивыми. По некоторым сведениям, после смерти человека, его целостность как сочетание трех кут и сюр разрушалась и распадалась на составные элементы, которые возвращались к своим истокам. Мать-кут отправлялась к своему создателю Юрюнг Айыы Тойону, а сюр – к Улуутуйар Улуу Тойону. Земля-кут оставалась погребенной с телом умершего в земле, а воздух-кут растворялась воздухе. [Ястремский С.В. Образцы народной литературы якутов / Труды комиссии по изучению Якутской АССР. – Л.:Изд-во АН СССР,1929.–Т.7.-с.6]. Считалось, что кут и сюр, возвратившись к своим божествам, жили у них беззаботно до следующего своего возрождения.[…]
«У якутов есть поверье, что иной человек родится два или три раза. Будто бы некоторые дети, только что выучившись говорить. Рассказывают, что прежде они были такими-то и такими-то людьми. Такой человек называется у якутов киси юёре» [Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа . – Л.:Наука,1969, — с.191]. По данным якутской этнографии, представления о круговороте жизни сохранились главным образом у северной группы: верхоянских, абыйских и кобяйских якутов».