С 1985 года настала эпоха Перестройки советского общества на всех уровнях, «горбачевская оттепель», когда был снят «железный занавес», охладела гонка вооружений, и произошли коренные демократические перемены в обществе. — Именно в такой общественно-политической ситуации, когда активная идеологизация всех сторон жизни уступила место плюрализму и толерантности, возросло национальное самосознание и у народов республики появился глубокий интерес к собственной традиционной культуре — происходил сбор образцов столь специфического фольклорного материала. Но и во время сбора образцов в конце 1980-х, начале 1990-х гг часто приходилось слышать одну фразу, проговариваемую шепотом: «Только ты никому не говори, что это я тебе рассказала!» — люди боялись. Люди не хотели, чтобы их авторитет подрывался слухами о том, что они, мол, болтают всякую чепуху. Их можно понять, потому что очень многое, связанное с традиционной культурой и шаманизмом в том числе, происходило в 1985-е годы в советском обществе впервые, и было не ясно, на сколько долго это продлится, и что может случиться, и чем может все это обернуться потом. Этот факт тоже сыграл роль в безымянности информантов.
Стремящиеся к сохранению инкогнито информанты очень желали своим устами вновь и вновь воспроизвести народные сказания о современных героях народа, транслируя через себя светлую память о них. – Сам жанр страшных историй имеет очень сильную идеологическую, психоэмоциональную составляющую.
Жанр страшные истории в среде якутян – народа советской Якутии, повествует о случаях явлений привидений, духов и других загадочных явлений. В сюжетику жанра входят рассказы о случаях необычных, аномальных явлений, связанных с мертвецами, духами леса, дома, необычными явлениями природы и другими чудесными происшествиями.
Страшные истории в научной литературе имеют различные термины: побасенка, быличка – суеверные рассказы о сверхъестественных существах и явлениях (крестьянские страшные рассказы о домовых, утопленниках, мертвецах; страшилка, страшная сказка). Эти термины применяются к русскому фольклору в смысловом поле суеверных рассказов о пережитках дохристианского прошлого. — С11.[Криничная Н.А. Русская народная мифологическая проза: Истоки и полисемантика образов: В 3т. Том 1: Былички, бывальщины, легенды, поверья о «духах-хозяевах». – СПб.: Наука, 2001. – 584с.]